Характеристика методов стандартизации
| № | Н Название метода | Суть метода | Примечание | |
| Пассивный | Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества | Требования потребителей во внимание не принимаются | ||
| Симплификация (метод ограничений) | Сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции | Возможности рационального комбинирования марок продукции ограничены | ||
| 5. 3 | Унификация | Рац Рациональное сокращение числа разновидностей (марок, типов, видов) продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов в потреблении | К Комбинируя две или более разновидности, можно создать большую номенклатуру изделий | |
| 4. 4 | Типизация | Разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики | Сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса | |
| 5)5 дд | Агрегирование | Компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств и т.п., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью В | О Облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость | |
Существует две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.
Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т.п.).
Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.
История развития документированных систем качества(мировой и отечественный опыт) включает следующие этапы:
Первый этап связан с возникновением стандартизации как вида деятельности в III тысячелетии до н.э. до конца ХIХ века. Так, в период царствования Ивана Грозного (1555 г.) существовали стандарты на военное снаряжение и строительство, использовавшиеся, например, при возведении храма Василия Блаженного в Москве. При Петре I и других царях применение метода стандартизации было существенным образом расширено, но не имело еще характера системного подхода.
Второй этап соответствует начальным этапам системного подхода к управлению качеством, когда этот вид деятельности стал реализовываться на государственном уровне. Начало этому этапу положило появление в 1905 году первой системы качества – системы Тейлора. Составные части ее:
- главный принцип: качество продукции как соответствие стандартам;
- входной контроль качества продукции;
- приемочный входной контроль качества продукции;
- реализация принципа работы по документам;
- использование системы штрафов за нарушение стандартов;
- основа стандартизации – техническая документация.
Система Тейлора устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю или нижнюю границы допусков (так называемые – проходные и непроходные калибры). Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению работать с измерительными и контрольными приборами, оборудованием.
Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях (ТУ), выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Недостатком системы Тейлора было то, что это было управление качеством каждого отдельно взятого изделия.
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России - технические контролеры).
Этот этап характеризуется более высоким уровнем управления качеством, когда оно касалось не только отдельной продукции, но и всего процесса в целом. В этот период и появляются государственные системы стандартизации:
- в Великобритании в 1901 г. создание Британского института стандартов (BSI);
- в США в 1918 г. создание Американского института стандартов (ANSI).
- в Германии в 1918 г. создание Германского комитета по нормализации (DIN).
- в России в 1911 году было создано Общество по стандартизации, а затем (уже в СССР) в 1923 г. – Комитета эталонов и стандартов (КЭС). В 1925 году в СССР была создана государственная система стандартизации (Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны), а в 1930 году был создан Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС).
Третий этап характеризуется уже глобализацией стандартизации в 1950-е гг. ХХ века. На этом этапе появились документированные системы качества, в частности, была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством – TQC. Ее автором был американский ученый А.Фейгенбаум, однако лидером в применении этой системы стали Япония и Ю.Корея.
В Европе также стали больше уделять внимания документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации третьей (независимой) стороной. Особенно надо отметить британский стандарт BS 7750.
В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации (ISO) c консультативным статусом в ООН.
В этот же период появляются региональные системы качества. В частности, в 1952 г. – АВС (региональная система Америка – Британия – Канада); в 1953 году – INSTA (Межскандинавская организация по стандартизации).
Системы стандартизации получили свое развитие и в СССР. Так, в 1954 году был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР). В СССР на этом этапе появилось много систем комплексного управления качеством: КАНАРСПИ, БИП и др.
Четвертый этап. Он связан с тем, что в 1970 – 1980 годах начался переход от всеобщего управления качеством (TQC) к всеобщему менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества – стандарты ИСО 9 000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. Это такие стандарты:
· МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
· МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
· МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания», а также терминологический стандарт МС 8402.
Пятый этап с 1990 гг. по настоящее время характеризуется выходом в свет новых версий стандартов ИСО 9 000 - МС 9004 – 1,2,3,4 или TQM, стандартов ИСО 14 000 и др. Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM была включено, в связи с этим, обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.
В России в этот период, на фоне сложных политических событий, тем не менее был создан в 1992 году Комитет по стандартизации, качеству и сертификации (Госстандарт РФ. С 2004 г. – Ростехрегулирование РФ.), а в рамках СНГ в 1992 году была создана Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации – межгосударственный орган стран СНГ.
На этом этапе существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей всех уровней к удовлетворению потребностей своего персонала.






