III. Воспроизведение

Запоминая наборы бессмысленных слогов, Эббингауз смог создать свою знаменитую кривую забывания. Вы можете нарисовать ее сами на основе приведенных данных:

Время воспроизведения от момента заучивания 20 мин. 1 ч. 9 ч. 24 ч. 48 ч. 72 ч. 1 мес.
% информации, сохранившейся в памяти 60% 44% 36% 34% 28% 25% 21%

Таким образом, материал, который человек выучил, но не понял, подобен горячей ванне: она сразу начинает остывать. Эксперименты с информацией, осмысленной участниками экспериментов, показали совсем другую картину: она не исчезала из памяти и спустя 40 дней. Кроме того, если человек осознал изучаемый материал, в 2/3 случаев ему на помощь приходит удивительное явление реминисценции. Оно заключается в том, что выученный материал спустя 2-3 дня воспроизводится более полно и связно, чем сразу после заучивания. Это, видимо, связано с тем, что мозгу нужно время для установления логических связей и систематизации информации. Чем интереснее человеку информация, тем более вероятна реминисценция.

Исследователи установили, что вспоминание является скорее реконструкцией (восстановлением), чем репродукцией (воспроизведением). Выражаясь образно, мы не носим с собой здание, а лишь его чертежи. И потому чем лучше мы понимаем внутреннюю логику материала, чем больше мы его обдумывали, тем полнее и дольше он хранится в нашей памяти.

Т. Бьюзен, автор методики «Карты памяти», предлагает способ запоминания, который позволяет сохранить материал почти без потерь на любой срок. Он основывается на закономерностях, изложенных в этой главе.

IV. Узнавание – это процесс признания объекта как известного. Узнавая, мы сличаем образ, хранящийся в нашей памяти, с непосредственно воспринимаемым нами объектом. Таким образом, узнавание – это всегда сравнение, сопоставление. Эта психическая деятельность относится к операциям мышления. То есть в процессе узнавания восприятие и мышление встречаются. Чем лучше развито мышление, тем скорее и вернее человек опознает знакомый объект. Психолог В. Вундт предположил, что мы узнаем предмет не мышлением, а чувствами – у нас возникает чувство знакомости.

V. Забывание. «Как бы натренировать свою память, чтобы научиться забывать?», – спросил польский афорист Станислав Ежи Лец. Действительно, функция забывания позволяет нам избавиться от неактуальной информации. Запоминание всего и навсегда было бы крайне мучительно для нас. Мы не думаем об этом, когда жалуемся на недостаток памяти, но советский психолог А.Р. Лурия документально зафиксировал историю человека, который никогда ничего не забывал. Книга Лурия так и называется: «Маленькая книжка о большой памяти». Серии экспериментов с журналистом Шерешевским длились десятилетиями. Спустя 25 лет испытуемый мог не только воспроизвести длинный ряд случайных чисел, но и сказать, во что был в тот день одет Лурия, какая была погода, который час дня. И этот невероятный дар очень мешал ему в жизни. Его память не могла отличать значимое от неважного, что затрудняло оценку событий и мешало систематизировать жизненные впечатления.

Если Вы серьезно относитесь к своему образованию, вам поможет механизм, обнаруженный советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник. В возрасте 25 лет она провела эксперимент, результатом которого стало открытие «эффекта Зейгарник». Суть этого эффекта: незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти. Этот эффект используют в сериалах, прерывая серию «на самом интересном месте»; этот эффект заставляет нас снова и снова возвращаться мыслями к оборванному разговору, невыполненному обещанию. Большое количество незавершенных задач перегружает оперативную память, а значит, и психику целиком. Но эффект Зейгарник можно обратить и на пользу. Если при изучении предмета говорить себе, что он понадобится не только на период сессии, но и в профессиональной деятельности (и вообразить себе такие ситуации), вероятность запоминания повышается.

Типы памяти

Что значит «хорошая память»? По каким параметрам мы сравниваем способности к запоминанию и воспроизведению? С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства памяти:

1) быстроту запоминания;

2) прочность, или длительность;

3) количество, или объем запоминаемого;

4) точность воспроизведения.

Но при сравнении необходимо учитывать, что разные люди восприимчивы к разным способам представления информации:

Образная память, которая подразделяется на эйдетическую [5] (устойчивый образ: лицо, пейзаж, интерьер…) и схематическую (напечатанный текст, схемы, графики, символы…).

Слуховая память (человек предпочитает читать вслух, слушать лектора, при воспоминании текста он как бы слышит запись, сделанную мозгом).

Двигательная (моторная) память (человек лучше усваивает, записывая, делая пометки, жестикулируя). Двигательные навыки сохраняются даже при тяжелых поражениях памяти: человек может не помнить свое имя, но сохраняет навыки пользования сложными инструментами.

Обычно наблюдаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой. А какой тип памяти у вас?

Конечно, многое зависит и от характера информации: у одних людей особенно хорошая память на числа, у других – на цвета, у третьих – на мелодии. Кроме того, существует еще эмоциональная память – на пережитые эмоции, связанные с теми или иными ситуациями, событиями, людьми. Благодаря ей мы разделяем условия жизни на благоприятные и неблагоприятные для нас. У разных людей разная способность к запоминанию эмоций, что следует учитывать в личных отношениях: одни люди отходчивы, а у других человек или место сразу вызывает связанные с ним эмоции. В психологии общения есть понятие «вес отношения». Это эмоциональный «счет» в отношении каждого человека, с которым мы общаемся. В процессе общения собеседники пополняют свой «счет» у другого положительными и отрицательными эмоциями. Важно помнить, что в отличие от банковского счета, здесь плюсы и минусы не нейтрализуют друг друга. Не имеет значения, сколько приятных моментов связано в нашей памяти с определенным человеком. Если причиненная им боль слишком сильна, мы начинаем инстинктивно избегать общения с ним. Этика, долг, принципы и обещания – это высшие уровни работы психики, а в ее фундаменте лежит идея поиска благоприятных (во всех смыслах) условий. Поэтому в отношении значимых для нас людей следует стремиться к тому, чтобы в их памяти наш образ ассоциировался с приятными воспоминаниями.

«Карты памяти»

Тони Бьюзен – современный английский психолог – утверждает: объем и качество материала, который мы можем запомнить, существенно возрастет, если в процессе обучения учитывать законы работы мозга. Он создал свою методику MIND MAP («Карты памяти») на основе уже известных вам фактов:

1. Мозг не может работать эффективно, если нет даже примерного представления об объеме задачи. Поэтому перед началом изучения учебника следует представить общий объем работы (см. далее пункт «Пролистывание»).

2. Норма устойчивости внимания – 15-20 минут. Далее усвоение информации требует дополнительных усилий, и силы быстро иссякают. Следовательно, учебник надо читать маленькими порциями.

3. Объем кратковременной памяти ограничен. Следовательно, ее надо регулярно «очищать», записывая то, что только что прочитали.

4. Мы воспринимаем и излагаем информацию последовательно, но храним ее в виде сети понятий и смысловых связей между ними. Следовательно, фиксировать на бумаге ее надо в том же виде, в котором она хранится в голове. Если мы пытаемся сохранить последовательность при воспроизведении известного, то обязательно забудем то, что вспомнилось «не в свою очередь».

5. Левое полушарие мозга «питается» словами и абстрактными понятиями. В процессе обучения мы перегружаем его, и совершенно забываем о правом, чья стихия – цвета, формы, эмоции, образы.

Если вам важно узнать и запомнить многое и надолго; если при этом насилие над собой – не ваше хобби, Бьюзен советует следующий алгоритм:

Этап I. Подготовка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: