Символизм ландшафта

Разделение по горизонтали.

Разделение по вертикали.

Левая «женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом. Внутренний мир человека. То, что человек уже имеет, на что может опираться.

Центр – настоящее. Актуальные на данный момент процессы. О чем думает, к чему стремиться, что значимо. Особенно игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент.

Правая «мужская» часть – будущее. Соц. процессы, взаимоотношения в социуме: дет. сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим. Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

Верхняя часть символ ментальных процессов. Думы, планы, фантазии, воспоминания.

Цент –сфера реальных действий, поступков. То, что человек сделал, делает, хочет сделать.. земля, почва под ногами. Как видим, интерпретация многоуровневая, многозначная. Поэтому психолог ищет тот смысл, который более всего соответствует клиенту и идее картины.

Важно посмотреть: «Какие части песочницы наиболее заполненные, а какие пустые?» Если наблюдается дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя наиболее общие задачи консультирования.

Т.о., попавшие в левый верхний угол фигурки символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме. матери, о др. значимой женщины. и т.д.

Важно посмотреть: «Какие части песочницы нб заполненные, а какие пустые?» Если наблюдается дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может определить для себя нб общие задачи консультирования.

Несмотря на кажущуюся доступность пространственно-символической интерпретации, нужно опасаться преждевременных выводов и поверхностных интерпретаций. Необходимо помнить, что мы имеем дело с внутренними процессами человека. Не всегда они могут быть объяснены и проинтерпретированы.

Некоторые начинают построение песочной картины с ландшафта: прокладывают реки, озера, моря, горы, долины и пр. После этого населяют мир разными существами. У других, создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи, сразу выставляют фигурки на ровную песочную плоскость.

Дети, создающие богатый разноплановый ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими (правда, это может скрываться от взгляда поверхностного наблюдателя), имеющими склонность к рефлексии, исследователь по натуре и пр. “Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поиске путей, сердечной смуте”, - пожалуй, эта строчка Б.Пастернака лучше всего опишет их внутренний ритм.

Если мы видим отсутствие ландшафта, или его условность (например, озеро или река выглядит как небольшое углубление в песке - до синего дна песочницы еще очень далеко, и автор картины указывает на эту ямку как на водоем), так может проявляться недостаточная осознанность внутр. процессов. Для детей это естественно, они находятся только в начале пути самопознания. Но если плоскую картину сделал подросток или взрослый, важно не торопиться с интерпретацией. У взрослых невыраженный ландшафт может быть

· после перенесенных тяжелых болезней, стрессов, как показатель стабилизации.

· показатель того, что ч-к не желает сейчас заниматься самоисследованием.

· + малое количество фигурок + глубокий философский смысл картины, - создают люди, далеко продвинувшиеся в личностном развитии.

Атрибуты ландшафта. Водоемы могут символизировать чувственное, эмоциональное начало ч-ка. Если в картине доминирует водная стихия, то можно говорить об авторе как о человеке чувствительном. Или его пробуждающейся чувственности, здоровой сексуальности (если вода в картине чистая, и в ней нет злобных персонажей). Однако не будем забывать. что издревле люди строили свои дома на берегах рек, озер. Поэтому расположение строений на берегу является естественным.

Если в песочной композиции нет воды. Наверное, не стоит сразу говорить о недостатке эмоциональности. Вода может отсутствовать по объективным причинам: идея и сюжет картины не предполагают ее наличия. Например, автор лепит фигуру человека из песка или создает караван в пустыне.

Интересно и местоположение водоемов. Реки часто протекают по всей картине, разделяя ее пространство на несколько частей. Т.о., мы будем иметь дело с автономными частями личности, актуальными для автора в данный момент времени. Важно посмотреть в какую сторону течет река: слева направо (из прошлого в будущее) или наоборот; сверху вниз (от образа к его действенному воплощению) или снизу вверх (от действия к его осознанию).

Озера, пруды, моря занимают фиксированное положение. Поэтому особенно интересно их пространственное расположение.

Водоемы могут способствовать возникновению островов. Остров – автономная часть суши, со всех сторон омываемая водой. Нередко на остров помещают самые значимые или уязвимые фигурки. Часто это место уединения автора. В основной части картины он вынужден с кем-то взаимодействовать, соответствовать, поэтому наступает момент, когда он вынужден бежать на остров. Иногда остров – недоступная, с т.зр. автора, мечта. У подростков остров – зона самостоятельности. На остров может быть выселена травма тическая ситуация, вытесняемая в более глубокие пласты бессознательного.

Горы, сопки, высокие холмы служат защитой, препятствием, домом, центром композиции. Возвышенность приподнимает ч-ка над землей, чуточку приближая к богам. Находясь на горе, человек может увидеть свою «земную» жизнь как на ладони. У психологов это называется «подняться над ситуацией», освободиться от суеты, посмотреть «философским взглядом».

Горы – также символ стремления человека к соц. реализации, утверждению себя в соц. делах и достижениях.

Гора - традиционный символ молодого мужчины, отражение здорового желания утвердить свою мужскую силу.

Пещера – это сокровенное место земли, тайна, которая с одной стороны, привлекает, с другой – пугает. В песочных композициях часто в пещерах живет загадочный, иногда злобный персонаж. Часто вход в пещеру охраняется. Иногда в пещерах прячутся психотравмирующие, вытесненные воспоминания, к актуализации которых человек в данный момент не готов. Это особенно справедливо, когда в пещере сложен мусор ил живет чудище. Часто если автор пещеры женщина – это указание на гинекологические проблемы.

Долины и сады - символ созидательного вмешательства человека в природный ландшафт, показывает умение человека гармонично обустраивать мир вокруг себя.

Итак, песочная картина может многое рассказать о внутр. мире человека. Каждый предмет появляется неслучайно, он что-то символизирует. Но что? Чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понимать, что предметы имеют многоуровневое значение, несут информацию личного и коллективного бессознательного.

Последовательность появления и местоположение фигурок на песочном “листе” даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует “Я” ребенка, тенденцию к самоактуализации. Фигурка, которая появляется первой является символом чего-то самого важного для ребенка на данный момент.

Иногда фигурки закапывают. Они символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или то, что еще неосознанно. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.), и многое другое. Об этих фигурках можно подробно расспросить ребенка: что это, почему закопано и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: