Ресурсное содержание.
Конфликтное содержание.
Сюжет или сюжеты песочной картины.
Основная идея.
Отражает актуальные жизненные ценности, потребности, зону ближайшего развития автора. Т.е. описывает то, что наиболее значимо сейчас. Узнать ее можно 3 способами:
1.Попросить дать название миру, созданному в песочнице.
2.Ответить на один из вопросов: Что это за мир/страна? Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран и миров? Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране?
3.Предложите клиенту описать песочный мир.
Бывает, что внутри картины 2 ил более сюжетов. Н-р, 2 страны, несколько главных героев. Бывает, что сюжеты посвящены одному герою, но описывают разные возрастные промежутки его пути.
По сюжетной динамике картины можно разделить на:
| динамические | статичная | смешанные |
| герой или герои куда-то идет, стремиться, чего-то хочет, ищет. На картине мы застаем их на опред. отрезке пути. Мы можем увидеть их прошлое и будущее. Клиент фактически сам рассказывает о целях консультирования (зашифровано). Он знает, к чему он должен прийти. | стоп-кадр некоего сюжета. Время остановилось. Герои ведут оседлый образ жизни. или мы застаем их в момент какого-то действия (работа, игра, еда, купание) – это привычный для них вид Д. Чтобы выявить сюжет, вопрос клиенту: «Расскажите историю этой страны. С чего все начиналось, кто ее создавал. Что ожидает эту страну в будущем? Представьте, что 1й день в этой стране закончился, наступил новый. Что произошло?» Если не происходит значимых изменений, может ч-к нашел для себя «зону стабильности», ему нужно «пожить» в этой стране, чтобы набраться сил для приключений и путешествий. | статистическое благополучие нарушается динамизмом некоего героя. Могут содержать 2 мира: статичный и динамичный. Говорит о внутреннем противоборстве, противоречии и поиске стабильности. Часто с конфликтным содержанием |
Отражает внутр. напряжение человека. Оно бывает явным и скрытым.
а)Уровень агрессии может быть
| высоким | средним | низким |
| если в песочнице баталии ил имеется персонаж по отношению к к-му проявляется активная агрессия | герои только готовятся к войне или во внешне спокойном мире есть несколько вооруженных фигур | мирное зрелище |
б)направленность агрессии
| аутоагрессия | гетероагрессия |
| разрушит. действия по отношению к главному герою (автору) | противоборство армий, активная агрессия гл. героя по отношению к др. персонажам |
Опора для консультирования. Проявляется:
2. Наличием позитивной энергетики. Какой-то участок картины «греют душу». Если попросить рассказать об этом поподробнее, можно актуализировать ресурсы Л.
3. В картине или рассказе о ней есть созидательная идея, стремление. Если психолог на этом сделает акцент…
4. Сюжет картины жизнеутверждающий – и на этом можно построить линию консультирования.
5. Ощущение освобождения от напряжения после отыгранного конфликта. теперь, когда добро одержало победу над злом. можно «начинать новую жизнь».
6. Гибкость и изобретательность героя в поисках способов преодоления трудностей. Обычно можно установить из рассказа о картине. Если герой комбинирует прямую агрессию, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. способы преодоления трудной ситуации, можно говорить о его адаптивных ресурсах и о хорошей адаптации.
7. Наличие фигур – помощников или чудесных предметов.
Песочная картина отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах.
Поверхность песочной картины можно условно разделить на 3 равные части по вертикали и 3 равные части по горизонтали, как в кубике Рубика. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение. Мы приводим его для тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей все будет зеркально.






