Основные направления в арттерапии

Динамически ориентированная арттерапия берет свое на­чало в психоанализе и основывается на распознавании глу­бинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Сточки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекций иного воз­действия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной сте­пени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных фор­мах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои пе­реживания.

В США одним из родоначальников использования ис­кусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург (1966). Ее работы были основаны на представ­лениях 3. Фрейда, согласно которым первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего вы­ражаются не вербально, а в форме образов и символов. Об­разы художественного творчества отражают все виды под­сознательных процессов, включая страхи, внутренние кон­фликты, воспоминания детства, сновидения, все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации.

В рамках динамически ориентированной арттерапии вы­деляют творческую, интегральную, деятельную, проектив­ную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, че­канку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

С точки зрения представителя гуманистического направ­ления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных воз­можностей для самовыражения и самореализации в продук­тах творчества, утверждением и познанием своего «Я

Гештальториентированная арттерапия. Целями коррек­ции в этом виде арттерапии выступают:

—излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

—помощь клиенту в осознании и интерпретации соб­ственных переживаний с помощью образов-символов;

—пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гиб­кости.

Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, крас­ками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рас­сказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Арттерапевтические занятия проводятся двумя способа­ми.

В первом случае клиенту предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собствен­ным рисункам на определенную тему. При этом удается уви­деть удивительные необычные сочетания цветов, своеоб­разную форму, самобытное выражение сюжета. Все это не­посредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет полу­чить в этом случае дополнительный диагностический мате­риал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант неструктурированное занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т.д.

Многими авторами подчеркивается роль арттерапии в повышении адаптационных способностей клиентов в повседневной жизни.

Основная роль в арттерапии отводится самому психолог v его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арттерапевта на первых этапах преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыра­жения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с уче­том реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важ­нейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности незаиисимо от их содержании, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи.

Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития. В зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подрост­ков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тен­денций у лиц старшего и пожилого возраста.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуноч­ной терапии являются: трудности эмоционального разви­тия, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоциональ­ного тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, пережива­ния эмоционального отвержения, чувство одиночества, на­личие конфликтов в межличностных отношениях, неудов­летворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных само­оценка, низкая степень самопринятия.

Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к клиенту и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические ме тоды присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.

Создание продукта в процессе арттерапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых яв­ляются:

— стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

- потребность понять и разобраться в том, что происхо­дит в себе;

— потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира
в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базиру­ется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и сим­волизация.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные ре­зультаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование,

2. Облегчает процесс коммуникации

3. Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произ­вольности и способности к саморегуляции.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание кли­ентом своих чувств,

6, Существенно повышает личностную ценность, содей­ствует формированию позитивной «Я-концепции» и повы­шению уверенности в себе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow