Процессы памяти. Физиологические основы памяти

Физиологические основы памяти.

Воснове памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения.

Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Образование и сохранение временных связей, их угасание и ожив­ление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.

Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым цирку­лируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закреп­ленной информации.

Другая теория, молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте за­писываются слова и музыка).

Память —сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы.

Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и мнемическими операциями, этапами запоминания, воспроизведения.

Она может быть описана с помощью пяти видов мненических процессов: запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.

1Запоминание — это процесс занечатления и последующего сохра­нения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднаме­ренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий

Это простое запечатление того, что воздейст-вовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре

головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание, характеризуются тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информа­цию — и использует специальные приемы запоминания. Произволь­ное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или спо­собам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полно­го и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это прояв­ление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратко­временной памяти. Такая деятельность, направленная на запомина­ние, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логи­ческой связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на пони­мании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частями материала.

2 Сохранение — накопление материала в памяти, его перера­ботка и систематизация. Сохранение воспринимаемой нами ин­формации зависит от ее понимания: простой или понятный материал запоминается гораздо лучше сложного или непонятного. На сохранение в памяти информации также значительно влияет ее значимость: важная информация имеет ббльшие шансы остаться в памяти человека, чем ненужная или неинтересная.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое закрепляет информацию и предохраняет от ее забывания.

Сохранение — активное или пассивное (произвольное и непроизвольное) преобразование (трансформация) запомнен­ной информации.

3 Забывание — процесс, обратный сохранению, характе­ризующийся уменьшением возможности воспроизвести или уз­нать запомненный материал.

Забывание — процесс, противоположный сохранению. Часть информации в нашей памяти зачастую стирается. Позитивная функция забывания состоит в том, что с его помощью мы избавля­емся от большого числа информации, которая нам не нужна, не является для нас значимой или актуальной. Впрочем, отрицатель­ных черт забывания, связанных с утратой полезной информации, которую мы хотели бы сохранить, все-таки больше.

4 Воспроизведение — извлечение из памяти какой-либо ин­формации. Воспроизведение, как и запоминание, может быть про­извольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение происходит без цели что-либо вспомнить, когда образы или собы­тия прошлого всплывают сами собой. Произвольное воспроизве­дение — целенаправленный процесс восстановления в сознании мыслей, чувств, действий.

Можно выделить следующие формы воспроизведения.

Узнавание — извлечение информации, происходящее при повторном восприятии объекта, предмета или события. Узнавание может варьироваться в зависимости от своей четкости и полноты. Иногда мы узнаем объект или предмет как единое целое, а иногда распознаем только отдельные составные части.

Вспоминание — извлечение информации, которое осущест­вляется при отсутствии непосредственного восприятия объекта.

Припоминание — волевое извлечение информации при четко поставленной цели вспомнить что-либо из хранящегося в долговременной памяти. Успешность воспроизведения информа­ции во многом зависит от приемов припоминания (например, ак­тивный поиск информации в памяти обычно оказывается более действенным способом, чем ожидание появления нужного об­раза).

Воспроизведениевосстановление (реконструкция) ра­нее запомненного материала. Процесс воспроизведения вклю­чает в себя процессы припоминания и воспоминания.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возоб­новление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамерен­ным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для человека. Напри­мер, проходя мимо школы, в которой он учился, он неожиданно может воспроизвести образ учителя, который его учил, или образы школьных друзей.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольно­го, вспоминают, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из прошлого опыта, напри­мер когда необходимо вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой».

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную за­дачу. Использование промежуточных звеньев обычно носит созна­тельный характер.

5Узнавание — идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объ­екта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех слу­чаях, когда человек испытывает только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не может. Например, он видит человека, лицо которого кажется ему знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах с ним встречался, не может. Подоб­ные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: можно сразу узнать человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: