ТЕМА № Обследование хирургического больного. Схема истории болезни.
Рим.
Скептицизм.
Стоицизм.
В конце IV века до нэ оформляется стоицизм. Основатель направления — Зенон из Кития (336-264 до нэ). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.
Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека; физика — философия природы.
В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии они ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качеств, отношения и сущности.
Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.
|
|
Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до нэ), а также Тимон (320-230 до нэ). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.
Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не хнаем, посему должны воздержаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только так мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится о этом мире.
Римские завоевательские походы, устремленные во все стороны мира, создали определенный менталитет, ориентированный на ассимиляцию чужого опыта. Этим объясняется своеобразный перенос на «римскую почву» идей эпикуризма, стоицизма и скептицизма.
Эпикуризм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до нэ). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы. Лукреций твердо стоит на позиции признания существования объективного, независимого от сознания, материального мира.
|
|
Предпосылкой материализма Лукреция является тезис: «Из ничего ничто не родится». Этот тезис является обоснованием вечности, несотворенности материи и материального единства мира. Он признает объективность пространства, которое может существовать вне тел, как пустота, в отличии от времени, которое не может существовать «само по себе, вне движения тел и покоя»[1]. Лукреций постоянно подчеркивает, что в природе господствует железная необходимость. Все в мире детерминировано. Все изменения и превращения в природе, все переходы из одного сотояния в другое происходят на основе причинной закономерности.
Необходимл, однако, отметить, что широкое распространение эпикуризма в высших слоях римского общества было связано с искажением его сторонниками подлинного материалистического учения Эпикура. В этих слоях эпикурейская этика превратно истолковывалась как призыв к неограниченному наслаждению жизнью. Учение Эпикура об атараксии превратилось в проповедь эгоизма.
Христианская церковь вела ожесточенную борьбу против эпикуризма. Известны исторические факты публичного сожжения римскими христианами произведений Эпикура. Христиане отождествляли эпикурейцев с прожигателями жизни и развратниками. Такое представление о данном течении усиленно распространялось служителями церкви и идеалистами и дошло, в какой-то степени, и до наших дней.
Подленный эпикуризм всегда хранил свои материалистические и атеистические традиции, оставаясь самым последовательным в условиях античного мира борцом против религии, мистики и теологии.
Адептами стоицизма на римской почве были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости, посему вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе. Ключевой ценностью является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью», не забывая, что над человеком владычествует судьба. Она «ведет того, кто согласен с ней, и тащит того, кто ей сопротивляется.., ибо Закон судьбы совершает свое право»[2].
Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не стоит к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь, - отмечает Эпиктет, - но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности судьбесформултровал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».
Линия греческого скептицизма наиболее ярко проявилась, в учении Секст Эмпирика, о чем свидетельствует одна из основных его работ - «Основы пирронизма». Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свогю Судьбу.
В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного общества и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектицизма.
Основоположник эклектицизма Марк Тулий Цицерон (106-45 до нэ) отождествляет всю философию с этикой как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их соединить в единую систему.
|
|
По Цицерону, стремление к счастью является естественным для всех живых существ и вытекает из врожденного чувства самосохранения. Первым условием правильного разрешения вопроса о счастье и пути его достижения является познание природы, сущности человека и его назначения. «Сперва мы должны ответить, в чем сущность природы и кто мы такие, прежде чем сказать, как мы можем стать счастливыми»[3]. Таким образом, этикак приводит его к физике. Природу Цицерон рассматривает как материальное единство, но считает, что в природе имеется разумное начало, которое разлито в ней в различной пропорции.
В своем определении добродетели Цицерон стоит в основном на позиции стоиков. Определяя добродетель как стойкое перенесение всех жизненных невзгод путем напряжения воли, служащего источником душевного равновесия и спокойствия, Цицерон в отличие от стоиков требует помимо заботы о душе также и заботы о теле. Благо состоит в возможном усовершенствовании души и тела.
По мере углубления кризиса античного общества место философии как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм или неоплатонизм Аммония Саккаса и Плотина. Они полагали, что основой всего существующего является сверхестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуслоавливующий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие бытия в мире, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира, и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления.
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.
|
|
[1] Лукреций, Оприроде вещей, I, 463.
[2] Сенека. Нравственные письма. М., 1977, с. 28-35
[3] Цицерон, De fin, IV, 20,25; V, 12,34.
Введение:
Выяснить характер заболевания можно лишь в том случае, если изучение больного будет проводиться по заранее выработанному плану, а не отрывочно, хаотично. Исследование, которое направлено на распознавание болезни должно преследовать одну цель – правильно поставить диагноз больному. Для постановки правильного диагноза врач должен выяснить следующие задачи:
• выяснить, какой орган поражен и каков характер поражения
• установить причину и патогенез заболевания
• определить, как заболевание влияет на организм больного. Данные, полученные при обследовании больного, вносятся в историю болезни.
Важными моментами обследования хирургически больного являются выяснение жалоб, анамнеза заболевания и тщательное и подробное исследование местного статуса. Хирург обязан исследовать все органы и системы больного, чтобы установить правильный диагноз и выбрать соответствующую лечебную тактику. Обследование хирургического больного можно разделить на несколько частей (этапов):