Запоминание музыкальных произведенийпо формуле И.Гофмана

1. Работа с текстом произведения без инструмента. На этом этапе процесс ознакомления и первичное заучивание произведения осуществляется на основе внимательного изучения нотного текста и представления звучания при помощи внутреннего слуха. Мысленное музыкальное восприятие может проводиться по тем же направлениям, о которых мы говорили в разделе о восприятии - выявление и определение: 1) главного настроения произведения; 2) средств, при помощи которых оно выражается; 3) особенностей развития художественного образа; 4) главной идеи произведения; 5) понимания позиции автора; 6) своего собственного личностного смысла в анализируемом произведении.

Тщательный анализ текста произведения способствует его последующему успешному запоминанию. Вот как, например, учитель знаменитого немецкого пианиста Вальтера Гизекинга Карл Леймер «проговаривал» со своими учениками текст сонаты Бетховена фа минор, ор. 2 №1: «Начинается Соната арпеджированным Фа-минорным аккордом от «до» 1-й октавы до «ля-бемоль» второй, за которым следует во втором тексте группетто на «фа» второй октавы. Потом идет доминантсептаккорд (от “соль” первой до “си-бемоль” второй октавы) с заключительными нотами группето на “соль” и последующим повторением от 2-го до 4-го тактов, после чего фа-минорный квартсекстаккорд и гаммообразный спуск восьмыми до ноты “до”. В левой руке сменяются фа-минорное трезвучие доминантсептаккордом.

Известны многие случаи, когда пианист выучивал произведение лишь прочитывая его глазами. Лист исполнил в концерте сочинение своего ученика Дрезеке, просмотрев его перед самым выступлением. Гофман так же выучил «Юмореску» Чайковского в антракте концерта и исполнил ее на бис. Бюлов в письме к Вагнеру сообщает, что не раз был вынужден учить концертные программы в вагоне железной дороги.

2. Работа с текстом произведения за инструментом. Первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним по рекомендациям современных методистов должны быть нацелены на схватывание и уяснение общего его художественного смысла. Поэтому на этом этапе говорят об эскизном ознакомлении произведения, для чего оно должно проигрываться в нужном темпе; при этом можно не заботиться о точности исполнения. Шуман, например, рекомендовал первые проигрывания делать «от начала до конца».

После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения — вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. Непрестанная умственная работа, постоянное вдумывание в то, что играется — залог успешного запоминания произведения наизусть. «Хорошо запоминается только то, что хорошо понято» — это золотое правило дидактики одинаково верно как для учащегося, пытающегося запомнить различные исторические события, так и для музыканта, который учит музыкальное произведение наизусть.

При рассмотрении индивидуального стиля деятельности различных музыкантов обращает на себя внимание тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности и обладающих аналитическим складом ума. Деятельность таких людей, как мы можем предполагать, обусловлена активизацией левого полушария мозга, являющегося в этом случае ведущим.

Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых» музыкантов-исполнителей, ориентирующихся в своей работе преимущественно на образное мышление, которое связано с деятельностью правого, «художественного» полушария.

Одна из ловушек, в которую попадаются многие музыканты, разучивая новую вещь наизусть, — запоминание ее в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:

— вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

— вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух

— «выгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;

— включая механизмы синестезии, можно представлять в своем воображении вкус и запах играемых фрагментов,

— отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

3. Работа над произведением без текста (игра наизусть). В процессе исполнения произведения наизусть происходит дальнейшее укрепление его в памяти — слуховой, двигательной, логической. Большую помощь в запоминании оказывают и ассоциации, к которым прибегает исполнитель для нахождения большей выразительности исполнения.

Привлечение поэтических ассоциаций для активизации эстетического чувства — давняя традиция в музыкальном исполнительстве. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка. Приводим некоторые из реплик А. Рубинштейна, обращенные им к своим ученикам для пробуждения их творческого воображения: начало «Фантазии» Шумана: «Эту первую мысль надо так произнести, продекламировать, как будто вы обращаетесь ко всему человечеству, ко всему миру...».

Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти. Точно так же, как лесная дорога, когда по ней долго не ездят, зарастает бурьяном и кустарником, так и нейронные следы, своеобразные дорожки памяти, размываются и забываются под влиянием новых жизненных впечатлений. В каждое повторение необходимо всегда вносить хоть какой-то элемент новизны — либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.Умение каждый раз по-новому смотреть на старое, выделять в нем то, что еще не было выделено, находить то, что еще не было найдено.

Поэтому повторение лучше распределить на несколько дней. Наилучшие результаты запоминания оказываются при повторении материала через день.

При заучивании наизусть хорошо зарекомендовали себя приемы пассивного и активного повторения, при которых материал сначала играется по нотам, а затем делается попытка воспроизведения его по памяти.

Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже музыканты с хорошей памятью. Это помогает, освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.

4. Работа без инструмента и без нот. Музыканту любой специальности «лишь» тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты. Это наиболее трудный способ работы над произведением.

В процессе подобного способа работы в сознании формируется то, что психологи называют симультанным образом, при котором временны́е отношения переводятся в пространственные.

Внутри каждого этапа возможно применение разнообразных приемов: сосредоточенное чтение нот, стимуляция зрительной памяти; сольфеджирование и другие способы стимуляции слуховой памяти; подчеркнуто активное исполнение, стимулирующее моторно-двигательную память; подключение логической памяти через прослеживание драматургии движения от одной смысловой точки к другой; работа по фрагментам, структурным делениям с разумным дозированием задачи; использование инструмента только для уточнения внутренних слуховых ощущений; контроль и сверка с текстом моментов чужого исполнения, с поиском и выявлением несоответствий.

Суммируя наблюдения различных педагогов-исследователей, можно привести следующие рекомендации, способствующие эффективности процесса запоминания:

- сосредоточенное чтение нот, стимуляция зрительной памяти;

- сольфеджирование и другие способы стимуляции слуховой памяти;

- подчеркнуто активное исполнение, стимулирующее моторно-двигательную память;

- использование механизмов синестезии, представляя цвет, запах, вкус звучания отдельных исполняемых фрагментов;

- подключение логической памяти через прослеживание драматургии движения от одной смысловой точки к другой;

- постоянное использование приемов вербализации деятельности сознания, способствующих переводу внешних действий во внутренний план и свертыванию последовательных процессов в структурные, одновременные, цельные;

- работа по фрагментам, структурным делениям с разумным дозированием задачи «уровнем ближайшего развития не пытаться заучивать, а следовательно, и запоминать произведение целиком;

- чередование видов и степеней напряженности деятельности с учетом возможности стирания неокрепших нейронных связей (эффект ретроактивного торможения), последующих психических перегрузок или последствий психического утомления на последующую деятельность (эффект проактивного торможения);

- недопущение «ленивых действий», дающих сомнительные результаты, расточающих «драгоценное время», так как только сочетание и взаимодействие мыслительной, сенсорной и чувственной активности приведут к наискорейшему результату;

- разучивание простейших произведений в результате только просматривания текста. При этом ценен любой результат как своеобразный тест, определяющий сиюминутное состояние работоспособности памяти учащегося, жизненного и профессионального опыта, внутренних и подсознательных склонностей.

- Привлечение поэтических ассоциаций, взятых из жизни и других видов искусства, соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами, активизация эстетического чувства также пробуждают и развивают эмоциональную память, столь значимую для художественной натуры, но эффективно укрепляющую и самый рациональный ум.

- полный отказ от механистических повторов типа «зубрежки», не только не эффективной для закрепления памяти, но и тормозящей общее развитие музыканта, притупляющей его художественное чутье;

- любой повтор должен содержать элементы новизны или в ощущениях, или в ассоциациях, или в технических приемах;

- необходимо учитывать не только дефекты сознательных действий обучающегося, но и влияние подсознания на процессы забывания;

- работа по нотам должна постоянно чередоваться с проигрыванием фрагментов наизусть; надежно выученное произведение полезно просматривать по нотному тексту, выискивая в нем все новые смысловые связи, детали, проверяя предположения и новые идеи, уточняя возникшие в памяти пробелы, освежал музыкальные представления.

Выдающиеся музыканты-педагоги единодушны в том, что память музыканта развивается и совершенствуется только на фоне высокой художественно-интеллектуальной и эмоциональной активности, при использовании продуманных, содержательных методов работы над музыкальным произведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: