double arrow

Коллектив как средство воспитания

Задания на усвоение и проверку

Выбор методов воспитания и техника применения

Практическое использование методов воспитания ставит перед учителем вопрос о выборе адекватного метода и техники использования. Согласно науке, это зависит от многих факторов: цели и содержания воспитания, от степени воспитанности учеников, уровня развития межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Так, в слабо развитом коллективе будут необходимы четкие требования. В группе со здоровым общественным мнением и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.
Абсолютно "правильных" методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию воздействия, рассчитанную на определенное время. Педагог-мастер владеет разными методами и находит оптимальные их сочетания для конкретной ситуации. Шаблон здесь противопоказан.
Под техникой применения методов понимаются речевые умения, жесты, мимика, приемы внешней выразительности педагога в моменты педагогического общения. А.С. Макаренко еще в 20-ые годы говорил, что учащиеся воспринимают воздействие педагога через его внешний вид, интонации, выражение лица. Это вопрос психотехники учительского труда, науки о психических состояниях, операциях, процессах при выполнении профессиональных функций. Наряду с педагогической техникой учитель должен владеть педагогической технологией: знать алгоритмы действий, формы воспитания, уметь осуществлять все операции по реализации любого метода воспитания. Эти вопросы изучает методика и технология воспитательной работы.

1. Выпишите в словарь краткие характеристики методов воспитания: убеждения, упражнения, примера, поощрения, наказания.
2. Вспомните случай удачного, неудачного учительского решения какой-либо педагогической ситуации. Попробуйте назвать метод и условия его успеха или провала.
3. Вспомните и напишите в словарь формы поощрения и наказания в вашей школьной жизни. Дайте им оценку.
4. Вспомните и запишите, какие методы воздействия на учащихся чаще всего применяли ваши учителя.

9.1. Концепция коллективистского воспитания В советской школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.
На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А.Макаренко, Н.Крупская, позднее В.А.Сухомлинский и др.
В современном развитом мире действует другой принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.
С позиций последней коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.
В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: