Неформальные объединения молодежи

Субкультура молодежи

Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила особенное развитие в середине 20-го века в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация - и является одним из институтов, факторов социализации школьников. Субкультура молодежи играет противоречивую роль и оказывает столь же неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей культуры, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей. Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. Она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыкой диско и другими ее "легкими" жанрами. Эти вкусы и "безнравственные" ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает также наличие молодежного языка, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. СМ часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития. СМ требует следующей педагогической позиции. Учитель должен знать ее, знать привычки, нормы, ценности учеников - их мир и, как это ни трудно, не относиться к нему агрессивно, допускать, что подростки имеют право иметь свои взгляды, культуру. Вместе с тем учитель должен делать так, чтобы школьники от молодежной культуры, во многом маргинальной, шли к культуре общечеловеческой и таким образом усваивали бы ценности нормы общества, в котором живут.

Это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. В известной мере они есть в формальных группах - классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, что не говорят взрослые, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в "свою компанию", что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверстников представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно последней, группы бывают просоциальными (социально одобряемое направление, например, экология, охрана памятников), асоциальными (в стороне от общественных проблем), антисоциальными (криминальные, агрессивно-националистические). Кратко о некоторых течениях. Байкеры, ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под "фашистскую" музыку, имеется тенденция к оформлению организации. Толкинисты разыгрывают сцены из любимого писателя, для них это не театр, а жизнь, игра, уводящая от реальности. Есть также металлисты, панки, роллеры, репперы и др. Одно из самых старых течений - хиппи, его члены философствуют, ищут смысл жизни, отличный от ценностей их "отцов" в обществе потребления. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и воспитание становятся проблематичными. Родители чаще нетерпимо, агрессивно относятся к детям, чрезмерно ушедшим в свои группы, что можно понять и что, однако, затрудняет их контакт с ребенком и правильное его формирование. Учителя имеют привычку быть школоцентричными: видят и оценивают школьника только по его поведению в школе. Учителю следует знать микроокружение школьника и, если оно мешает правильному формированию, по возможности нейтрализовать его. Вместе с тем надо помнить, что общение и деятельность учеников вне школы - неизбежный и важный фактор в их развитии.
Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых взрослыми. По Закону РФ об образовании деятельность организаций в школе не разрешается. Поэтому движения молодежи организуются вне школы, хотя некоторые школы активно сотрудничают с такими организациям, и предоставляют им возможность работать со школьниками. По направлениям эти движения представляют пеструю картину: патриоты, скауты, пионеры, комсомол, физкультурно-оздоровительные общества, военизированные, экологические и другие организации. В большинстве из них членство коллективное, и они охватывают ничтожное количество подростков. Поэтому их влияние на молодежь очень слабое. Это обстоятельство требует еще большего внимания школы к неформальным группам и течениям молодежи. Общая позиция школы как института воспитания по отношению к молодежным движениям и группам должна быть такой: знать и сотрудничать для эффективного воспитания школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: