Дальнейшее развитие социологии молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей. В социологии молодежи в 60-80- е гг. XXвека прочно установился проблемный подход, и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли. Авторы коллективной монографии «Социология в России» выделили несколько наиболее известных школ в отечественной социологии молодежи:13
Комсомольские исследования молодежи (И.М. Ильинский и др) – исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции.
Исследования В.Н. Шубкина (Новосибирск, Москва) – изучение социальных ожиданий молодого поколения, профессиональных ориентаций и выбора профессии, жизненных планов и путей молодежи в социалистическом обществе.
Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича (Свердловск, Москва) – изучение жизненных планов молодежи, роли образования как фактора социальных перемещений (социальной мобильности) и межпоколенческой мобильности.
Школа лонгитюдных исследований (М.Х. Титма и др.) – изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи.
Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) – изучение психологии юношеского возраста и молодежной субкультуры, типов жизнедеятельности молодежи (особенно – студенческой, развития личности молодого человека). Основателем ленинградской школы является В.Т.Лисовский, руководитель первой лаборатории исследования проблем молодежи в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Результаты исследований лаборатории под руководством В.Т. Лисовского получили отражение в более чем 200 работах, опубликованных в России и за рубежом. В 1995 году под редакцией профессора В.Т. Лисовского был опубликован первый учебник по социологии молодежи.
Исследования молодежной субкультуры – изучение неформальных объединений и асоциальных молодежных группировок, отношения молодежи к ним и к явлениям субкультуры (Т.Б. Щепанская, Е.Л. Омельченко).
Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы. Преобразования российского общества вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающихся проблем трудоустройства молодежи и рынка труда, безработицы, актуальных направлений молодежной политики, политической социализации молодежи, социальной защиты молодых семей, стиля жизни молодых людей. Эти и другие проблемы успешно исследуются в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Колягина), новые формы потребительского поведения молодежи – сфера интересов В. Магуна, проблематика бездомных – В. Журавлева. Проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодежи находят отражение в работах В.И. Чупрова в Институте социально-политических исследований РАН, изучение социально-дифференцирующих функций среднего и высшего образования продолжается В.Н. Шубкиным в Институте социологии РАН. В институте социологии РАН изучаются разные типы жизненных траекторий представителей новых социально-профессиональных групп (предпринимателей, безработных и т.д.), особенности жизненных карьер женщин и мужчин, новые типы идентификаций.
В течение ряда лет в СПбГУ разрабатывается комплексная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи. В настоящее время социологи лаборатории исследования проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством А.А. Козлова анализируют проблемы гражданственности и патриотического воспитания молодежи, сущность и факторы молодежного экстремизма.
Социологические концепции изучения молодежи. Теория социального наследования Мангейма. Культурологическая концепция М.МИД
Начало активной разработки социологических теорий молодежи относится к 30-40-м гг. XX в. Рассмотрим в соответствующей последовательности наиболее значительные подходы в изучении социальных проблем молодежи: психоаналитический, структурно-функциональный, субкультурный и культурологический.
1. Психоаналитический подход. В основе социологических теорий, изучающих молодежные проблемы в рамках данного подхода, лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях З. Фрейда, развитых его последователями (Р.Бенедикт, Э.Фромм, Л.Фойер, Л.Шелефф, Э.Эриксон, Д.Рисмен и др.). Сторонники психоаналитического подхода разрабатывали теорию «эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии.
Отечественные авторы также развивают данное направление. Так, по И. Кону, одной из важных психологических особенностей молодежного возраста является гетерохронность (разноуровневое развитие). Кон отмечает, что часто именно эта особенность является причиной основных противоречий юношеской психологии. Гетерохронность может рассматриваться на двух уровнях: межиндивидуальном – когда молодые люди одного возраста резко отличаются по уровню как физиологического, так и интеллектуального развития; внутрииндивидуальном – когда по степени развития отличаются разные стороны личности.
2) Структурно-функциональный подход к изучению молодежи был разработан американским социологом Т. Парсонсом во время второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе. Исследовательский интерес Парсонса сконцентрировался вокруг мировоззрения, ценностей, поведения, стилей потребления культурных образцов различных групп молодежи. Идея американского социолога заключалась в том, что молодежная культура (в том числе и преступная, как одна из ее форм) имеет социальную функцию снятия напряжения между молодежью и обществом и решает таким образом проблемы, возникшие в результате изменения структуры американского общества. Задача же социологов, изучающих молодежные проблемы, — определить и показать, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка.
Еще один представитель данного направления – Ш.Айзенштадт. В работе «От поколения к поколению» (1956) он выделил функции молодежных сообществ. Важность молодежной культуры, по его мнению, состоит в кодах поведения, одевания, стиля. С этих перспектив все формы молодежной культуры (от студенческого клуба до уличных группировок) имеют схожие функции:
- позитивная адаптация молодежи в обществе;
- присвоение первичного статуса;
- облегчение эмансипации от родителей;
- передача специфических ценностей и представлений;
- удовлетворение потребностей в общении.
3) Субкультурный (конфликтно-радикальный, классовый) подход, выступил в качестве альтернативы структурно-функционального подхода в рассмотрении молодежи, и активно разрабатывался в 60-70-х гг. ХХ века. С точки зрения приверженцев данного подхода, главная ошибка структурных функционалистов заключалась в том, что молодежь рассматривалась как однородная масса, не имеющая классовых измерений; предполагалась одинаковость жизненного опыта и проблем, переживаемых молодежью.
Представители субкультурного подхода обратили внимание на девиантное поведение различных групп молодежи; они исходили из положения, что классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.
Обобщающей работой субкультурного подхода в социологии молодежи является коллективная монография Бирмингемского центра современных культурных исследований «Сопротивление через ритуалы. Молодежные субкультуры в поствоенной Англии» (1976). При всей различности, субкультурные движения, по мнению бирмингемских социологов, одинаковы в своем ритуальном сопротивлении господствующей культуре. Если для молодежи рабочего класса — это классово чуждая культура, то для молодежи среднего класса — это изживающая себя, «обуржуазившаяся» массовая культура, ведущая к упадку общества в целом.
Субкультурный подход, господствовавший в западной социологии молодежи до начала 1980-х гг., по мнению критиков, драматизирует моменты субкультурного сопротивления, так как в поле зрения исследователей попадает лишь зрелищные аспекты молодежной культуры. Рассмотрение «обычной» молодежи, составляющей большинство в любом обществе, в более ординарном контексте работы, досуга, школы, семьи подрывает большинство основных положений данного подхода.
4) Культурологический подход. В настоящее время наиболее распространенным методом изучения социальных проблем молодежи является культурологический подход. Среди классических образцов использования культурологического подхода в изучении молодежи – работы К.Манхейма, М.Мид, С.Фриса (S.Frith). Социальные проблемы молодежи в рамках культурологического подхода социологи связывают не столько с индивидуальным психологическим опытом, сколько с опытом социальным. Поэтому одним из основных понятий данного подхода является поколение. Поколение, по К. Манхейму – это интегрированная группа современников, существующая как результат общего социального опыта, переживания определенного периода жизненного цикла цивилизации. Через общее переживание происходит объединение современников, занимающих одно и то же место в пространстве и времени в социально значимую группу. В постоянно модернизирующемся обществе каждое поколение отличается от тех, что были до и будут после. Социальный опыт (война, технологические изменения, циклы подъема и спада в экономике) является одним из важнейших факторов, различающих поколения. По мнению К.Манхейма, при изучении молодежи важно учитывать «опыт поколения», то есть те социально-экономические и общественно-политические условия, в которых происходило взросление данного поколения.
М. Мид в социологическом анализе молодежи также исходит из категории «поколение». Она рассматривает человеческую историю как смену трех типов культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где дети учатся у своих предшественников (родителей); кофигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.
Таким образом, социология накопила богатый теоретико-методологический опыт изучения молодежи. Кроме того, молодежь активно изучается и в рамках прикладной социологии.
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ: Современная молодежь: основные ценности, позиции, ориентиры
В условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у подрастающего поколения высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Осмысление и решение данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов - социально-экономических, политических, духовно-нравственных, и других, оказывающих воздействие на современную молодежь.
Сегодняшняя жизнь, складывающиеся и постоянно меняющиеся условия и обстоятельства возвышаются над всеми социальными и государственными институтами, над самим человеком. "Дух общества", среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс, мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы формирующейся личности, зачастую помимо ее воли сводя на нет усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие - родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь.
Негативные процессы, являющиеся следствием углубляющегося кризиса в нашем обществе, чрезвычайно затрудняют проведение воспитательной работы с молодежью. Ее эффективность за последние годы резко снизилась, и все же сохранившиеся до настоящего времени молодежные организации и объединения имеют возможности для улучшения своей деятельности. Их реализация во многом зависит от более глубокого понимания важнейших сторон, особенностей современной молодежи, как специфической категории общества.
Действительно, не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина и патриота России. Это важно учитывать преподавателям и мастерам производственного обучения в школах и клубах РОСТО, учителям общеобразовательных школ, руководителям патриотических и военно-патриотических организаций и объединений.
Исходя из этого авторы статьи излагают обобщенный анализ данных социологических исследований, в которых содержатся основные характеристики современной молодежи. Для более целостного понимания эти характеристики раскрываются в определенной последовательности. При этом первостепенное внимание было уделено нравственным, интеллектуально-образовательным, социокультурным, политическим и профессиональными ценностям, ориентирам и позициям молодых граждан. Рассмотрим их более подробно.
В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.
По данным социологического исследования, среди выпускников московских школ с целью выявления их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9% опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств российской молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции, гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.
Интеллектуально-образовательные ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными недостатками, что является, в частности, следствием многолетней алкоголизации народа, а также неполноценного питания и систематического недоедания многих детей.
Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими и лишь 22% - талантливыми. Столь низкая самооценка характеризует неверие молодежи в свои силы и это, естественно, негативно отражается на ее притоке в сферу интеллектуального труда. В этом повинна наша система образования, способствующая формированию у школьника чувства аутсайдера, которое он впоследствии не всегда может преодолеть в себе.
Ухудшаются социальные источники воспроизводства интеллектуального потенциала в обществе. "В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного труда, образования и знаний". По данным социологических исследований, даже студентами обладание знаниями ценится весьма низко. В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу стала "утечка умов" за границу. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.
Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи. Можно выделить следующие черты, которыми характеризуются эти ценности:
Во-первых, с конца 80-х годов в российском обществе, особенно среди молодежи, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Результаты проведенных в НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета в 1989-1993 гг. свидетельствуют о том, что "...ценности познания, искусства, творчества не имеют высокого престижа даже среди студентов". Налицо отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры. Общий упадок культуры признают около 85% молодых людей, а среди творческой молодежи - 96%.
Во-вторых, разрушается и претерпевает существенные деформации исторически сложившаяся общечеловеческая и общероссийская иерархия социокультурных ценностей, что особенно характерно для молодежи. Так, для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма. В то же время явно несоразмерным по силе проявления является внимание, уделяемое молодыми людьми маскультовскому и авангардистскому искусству и моде, не содержащим собственного позитивного мировоззрения и фальсифицирующим основное содержание духовно-нравственного компонента социокультурных ценностей (любовь, добро, истина, красота, гуманизм, возвышенное, трагическое и др.).
В-третьих, продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека, личности нашего общества. То же самое проявляется и в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение, видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство). Увлечение такого рода псевдоценностями противоречит традиционной народной нравственности.
В-четвертых, в социокультурных ценностях молодежи наблюдается приоритет потребительских ориентации над креативными. Так, по результатам социологических исследований среди студентов петербургских вузов, потребление в рамках художественной культуры заметно преобладает над их креативными устремлениями в социокуль-турной деятельности. В среднем, свыше 75% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с друзьями, слушая, главным образом развлекательную музыку. В то же время только каждый десятый (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное время на посещение кружков-студий, каждый 16-й - на самообразование, каждый 6-й - на занятия спортом.
В-пятых, продолжается "вестернизация" (американизация) социокультурных потребностей и интересов российской молодежи. Ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, "...вытесняются схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов "американского образа жизни", в его самом примитивном и облегченном воспроизведении". Героем нашего времени и в определенной степени образцом для подражания выставляется "негативный лидер" - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.
В-шестых, вестернизацией массового молодежного сознания во многом обусловливается отсутствие в ее ценностях этнокультурной самоидентификации. Эта черта особенно присуща русской молодежи. Нормы и ценности, оказывающие определяющее воздействие на подрастающее поколение в период его формирования, основываются "...либо на традиционно-советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует". В результате этого процесс социализации современной молодежи сопровождается утратой целостности отечественной культуры, разрывом и даже противостоянием различных типов культур, существующих в нашем обществе. "Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима". Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимаются большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и в конечном счете истинной любви к Отечеству. Одним из наиболее характерных проявлений ослабления нашей культурно-исторической памяти является вырождение великого русского языка. Речь и поведение многих молодых людей в полной мере отражает увлечение наиболее примитивными образчиками массовой культуры. "Постперестроечный "новояз" представляет из себя такой немыслимый конгломерат иноязычных слов и русских вульгаризмов, речевых штампов и не к месту употребляемых терминов, что его уже трудно назвать русским языком". Лингвистическая культура современной молодежи, испытывающая мощное англоязычное влияние, в значительной мере обедняется также за счет примитивизации и слога, и лексикона средств массовой информации, и книжного ширпотреба. Между тем язык всегда был и остается генетической памятью народа. Поэтому "забвение родного языка - забвение исторической памяти, искажение исторического сознания народа", выхолащивание духовной и культурной основы российского патриотизма.
Расширение возможностей свободы выбора, многовариантности ситуаций, повышение образовательного уровня вместе с развитием сети коммуникаций привело к тому, что среди граждан и в первую очередь среди молодых распространяется новое отношение к политической жизни и более чувствительное ее восприятие. Это проявляется в том, что значительно более сложным и неоднозначным образом характеризуются политические ценности российской молодежи.
Исследование степени политического участия подрастающего поколения в жизни нашего общества подтверждает зафиксированное многими социологическими службами снижение его политической активности. Лишь 6% опрошенных активно участвуют в деятельности различных общественно-политических объединений и соответственно относят политику к числу важнейших жизненных ценностей. Более распространенной является установка на довольно пассивное, ограниченное только сферой непосредственного голосования по важнейшим политическим вопросам поведение (66% опрошенных). Политика занимает подчиненное положение (5-е место) в иерархии ценностей респондентов по сравнению с личной жизнью и учебой (каждый второй ставит их на 1-2-е место), а также духовными потребностями и занятием бизнесом, которым отводится 3-4-е места. (Приведенные здесь данные получены в ходе социологического опроса "Политическое участие в системе ценностных ориентации молодежи", который приводился в мае-апреле 1994 г. среди 150 чел., отобранных по городской выборке в Волгограде. Для выявления тенденций в динамике ценностных ориентации полученные эмпирические данные сопоставлялись по исходным позициям с результатами аналогичных исследований, проводившихся ВЦИОМ.)
Можно констатировать, что существенной чертой сознания молодежи является не просто ее политическая пассивность, которая расценивается многими как показатель ее деполитизации, но скорее активного неприятия того, что связано с политикой как с важнейшей сферой нашей жизни. Несмотря на то что уровень информированности многих молодых людей об основных политических событиях является достаточно высоким, их аполитичность возводится в принцип, становится одной из ценностей мировоззренческого характера. В немалой степени это является ответной реакцией на безразличие властей к жизни молодежи, их неспособности к осуществлению последовательной и эффективной молодежной политики. В силу этого главной заботой большей части подрастающего поколения, вступающего в жизнь, становится борьба за выживание.
Одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности. Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов. Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное преувеличение роли вещизма в современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения противоправными способами при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением и другие. Вследствие этого у многих молодых людей "...не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества".
Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей. Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл. В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.
Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное - получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто "делает" деньги любыми способами. В Москве и Санкт-Петербурге такое мнение разделяют почти 80% респондентов.
В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.
Вследствие этого лишь 1,2% юношей и девушек, окончивших общеобразовательную школу, выразили желание работать. Доля среди выпускников лицеев, гимназий и специализированных классов оказалась еще меньше - 0,7%. При этом характерно, что общим для всех опрошенных является стремление к профессиям в сфере торговли, обслуживания и нежелание идти в сферу производства. Немногим более половины респондентов (52,1%) связывают свои жизненные цели с совершенствованием в своей профессии и лишь только 31,9% считают важной творческую направленность предстоящей трудовой деятельности.
В целом анализ системы ценностей российской молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения гражданственности и любви к Отечеству. Патриотизм, как одна из ценностей, все менее проявляется в сознании и чувствах молодежи через другие ценности, которые определяют ее особенности, наиболее характерные черты как специфической социальной группы.
Решение проблем патриотического воспитания должно основываться на глубоком изучении и всестороннем анализе всех изменений, характеризующих особенности современной молодежи и всего российского общества. Важное значение приобретают поиски и разработки принципиально новых подходов к созданию качественно новых основ в воспитательной деятельности с подрастающим поколением, ориентированных на обновленную структуру его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества.
В связи с этим становится все более неотложным решение задачи фундаментального и всеобъемлющего рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере воспитания молодежи.
Ценностные ориентации молодежи Европейский стран
Молодежная политика наднациональных европейских структур (Европейского Союза, Совета Европы). В деятельности европейских наднациональных структур в отношении молодежи можно выделить такие основные направления, как образование, свобода передвижения, занятость и профессиональная подготовка, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, освоение молодыми людьми информационных технологий, культурное развитие, сближение молодежи стран-членов ЕС и других государств, поощрение гражданской активности молодежи, образование в области защиты прав человека, содействие межкультурному диалогу. Интерес для России представляют следующие подходы и практики реализации молодежной политики: - система оплаты образования в ЕС (на долю образования члены ЕС выделяют от 9 до 16% госбюджета). В большинстве стран с платным высшим образованием семьи с высоким или средним достатком вносят относительно более высокую плату, чем малообеспеченные, которые полностью или частично освобождаются от платы за обучение посредством грантов, займов, пособий, налоговых льгот. Опыт дифференцированного подхода к оплате высшего образования представляет определенный интерес для России, но у нас в стране реальный уровень своих семейных доходов граждане нередко скрывают; - интеграционные образовательные программы ЕС («Эразм», «Комет», «Сократ», «Леонардо да Винчи», «Минерва» и др.), направленные на «обмен» студентами, преподавателями и молодыми учеными, совершенствование их языковой практики и квалификации, формирование единого информационного пространства. Одной из целей этих программ является конвергенция национальных образовательных систем к 2010г. в рамках Болонского процесса. Некоторые программы выходят за рамки Европы (например, «Молодежь Европы», направленная на развитие сотрудничества европейских молодежных организаций со странами Восточной Европы, Закавказья, Латинской Америки). Возможно создание в России некоего аналога таких программ для усиления молодежных контактов со странами СНГ, направленных в перспективе на формирование пророссийской интеллектуальной элиты в постсоветских государствах. Возможны такие действия, как квота для студентов из СНГ в российских ВУЗах, обмен студентами и преподавателями, финансирование совместных научных исследований, создание молодежного интернет-портала стран-членов СНГ; - финансирование молодежных проектов посредством специально созданного Европейского молодежного фонда (возможно создать такой фонд для обеспечения молодежной политики России или для поддержки совместных проектов на постсоветском пространстве); - программы и проекты, нацеленные на воспитание солидарности между народами и толерантности, борьбу с ксенофобией, вовлечение молодых людей в диалог культур и конфессий, адаптацию мигрантов представляются особенно актуальными для России с ее многонациональным и поликонфессиональным населением (могут осуществляться как на внутрироссийском уровне, так и между членами СНГ). В Европе такие программы реализуются в основном силами различных неправительственных организаций при координирующей роли государственных структур и охватывают молодых людей из числа представителей коренных групп и мигрантов, а также преподавателей и экспертов. Основываясь на опыте европейских стран, следует отметить: 1. сегодня молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений (образование, социальное обеспечение, спорт, строительство доступного жилья для молодежи как часть национального проекта), но отсутствует целостный, системный подход. Возможно обозначение приоритетности реализации молодежной политики как единого комплекса мероприятий по формированию будущего конкурентного потенциала России первыми лицами государства; 2. привлечение к разработке базового федерального закона о молодежи, наряду с парламентариями, лиц, непосредственно работающих с молодежью, экспертов, представителей НПО, широкого спектра молодежных объединений, в т.ч. и политических; 3. формирование единого экспертного сообщества по молодежной проблематике с участием исследовательских структур неправительственных организаций; 4. оценка эффективности и ресурсной обеспеченности молодежной политики на региональном и местном уровнях; 5. разработка целостного комплекса общенациональных мероприятий по помощи маргинальной молодежи (не только беспризорным, Аналитический вестник № 4 (321) 30 но также несовершеннолетним родителям, правонарушителям) и ее социальной адаптации; 6. создание системы информационной и консультационной поддержки молодых людей, предоставляющей сведения по актуальной для молодежи проблематике – обучение, трудоустройство, защита своих прав; 7. поощрение молодежного творчества, инициативы и достижений в науке, искусстве, предпринимательстве комплексом государственных премий и льгот, поддержка качественного молодежного кинематографа, ориентированного на здоровый патриотизм, единство представителей различных народов и культур России, формирование образов активной молодежи, добивающейся успеха в рамках закона и норм общественной морали, отказ от формирования завышенных жизненных стандартов; 8. интенсификация контактов с молодежью стран СНГ: увеличение квот в российских ВУЗах для молодых людей; обмен студентами и научно- преподавательскими кадрами; государственная поддержка совместных исследований молодых ученых; организация молодежного интернет-портала стран-членов СНГ; создание молодежного радио, вещающего на постсоветские государства в FM-диапазоне.
Вместе с тем, можно выделить следующие условные «идеальные типы» жизненных стратегий молодежи, наиболее четко отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе – те, на которые реально молодежь ориентируется. Это три типа жизненных стратегий: 1) стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм; 2) «размытые» стратегии; 3) протестные стратегии. Стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм «Размытые» стратегии Протестные стратегии «молодые профессионалы» «выживающие» «герои – леворадикалы» «герои – бандиты», «удачливые герои криминальных структур» «молодые бюрократы» «плывущие по течению» «золотая молодежь» «игроки» 1. Стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм. «Молодые профессионалы» - к этой группе можно отнести высокооплачиваемых наемных специалистов крупных российских и международных компаний, действующих в сфере маркетинга, рекламы, Аналитический вестник № 4 (321) 34 финансов, юриспруденции, связей с общественностью, информационных технологий, СМИ, а также молодых владельцев бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов. «Молодые профессионалы» хорошо образованы, для них знание – это инвестиции в профессию, возможность профессионального развития и карьерного роста. Многие из них свободно владеют одним или несколькими иностранными языками. Те, кто получил образование за границей, вернулись в Россию сознательно, хотят жить и работать именно здесь, видеть свою страну развитой и благополучной. При принятии решений они основываются не на интуиции, а ищут взвешенные и рациональные оснований для своих шагов. «Молодые профессионалы» включены в широкий контекст отношений. Имеют коллег, близких знакомых во многих странах, что позволяет им иметь ускоренный доступ к ключевым источникам информации и эффективно решать разнообразные задачи. Семья для большинства «молодых профессионалов» уступает по значимости работе, которая занимает большую часть времени. Грань между рабочим и свободным временем для них зачастую отсутствует, поэтому они высоко ценят свободное время и досуг: отдыхают мало, но часто, отпуск проводят быстро и активно, пытаясь совместить культурно- познавательные цели с авантюрно-романтическими, и с экстремальными видами спорта. «Молодых профессионалов» характеризует рациональное отношение к деньгам. Инвестиции в свой имидж (забота о своей внешности и здоровье, костюм и обувь от известных брэндов, дорогой автомобиль, новинки средств связи) рассматриваются как само собой разумеющееся и должное. Так как ключевым фактором их потребительского поведения является время, то обычно они посещают заведения, которые работают после рабочего дня или его «офисной части. «Молодые бюрократы» - здесь выделяются государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть. Аналитический вестник № 4 (321) 35 Престиж государственной и муниципальной службы значительно вырос за последние 5-6 лет. Свидетельством этого служит увеличение числа ВУЗов, в которых ведется подготовка по специальности «Государственное и муниципальное управление». Очевидным является и рост влияния государства во всех основных сферах жизни общества в последние годы, а также появление в рядах властной элиты поколения сравнительно молодых людей. Личный пример карьерного успеха многих высших чинов государства также весьма привлекателен для молодежи. Что именно привлекает молодых людей в карьере государственного служащего? Можно выделить две группы факторов: индивидуалистические - стремление к повышению социального статуса, карьерному росту, получению материальных благ (имеются в виду как легальные источники дохода – заработная плата, различные льготы, так и возможность получения «теневых доходов»); к наличию определенных властных полномочий, возможности влиять на принятие и осуществление важных решений; к установлению полезных деловых и дружеских контактов, приобретению знаний и опыта для работы в других сферах; к известности, славе; альтруистические – желание содействовать развитию государства и общества, возможность сделать что-то полезное для страны и людей, видеть конкретные результаты своего труда. Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 года – молодежное демократическое антифашистское движение "Наши". Почему молодые люди (в возрасте, в основном, 17-20 лет) пополняют ее ряды? Можно выявить несколько важных мотиваторов. Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный рост, обучение, доступ к материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит «модернизацию правящей элиты», «смену у руля управления страной поколения пораженцев новым поколением лидеров»). Аналитический вестник № 4 (321) 36 Во-вторых, близость организации к власти, чувство своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность «творить историю». В-третьих, расширение круга своего общения, установка полезных в будущем дружеских и деловых контактов – своеобразного «трамплина», внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных символов принадлежности к организации, внимание СМИ). «Наши» отличаются от других молодежных организаций тем, что сумели с самого начала заявить о себе как об успешной сетевой (а не централизованной, как принято во «взрослых» партиях), организации, в чем-то максималистской, но вызывающей интерес у молодых людей. С другой стороны, у «Наших» отсутствует четкая идеологическая позиция по ряду ключевых проблем, члены движения в большей степени ориентируются на его внешнюю эффектность и материальные блага, что может привести к сворачиванию проекта (как это уже случилось с движением «Идущие вместе»). «Золотая» («гламурная») молодежь» - стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг. Инвестирование в собственных детей может проявляться как обеспечение продолжения бизнеса, династии, подготовка молодежи к трудностям взрослой жизни посредством разностороннего обучения, или же как создание максимально комфортной и безопасной среды существования. Очевидно, что в России сегодня преобладает второй вариант (хотя можно отметить и тенденцию последних лет, когда дети крупных предпринимателей и чиновников занимаются самостоятельным бизнесом). Стиль жизни потомков элиты предполагает отсутствие (или минимизацию) материальных ограничений – получение образования в наиболее престижных школах и ВУЗах (российских и заграничных), возможность (и необходимость, чтобы соответствовать социальному статусу и требованиям круга общения) Аналитический вестник № 4 (321) 37 приобретения обуви и одежды ведущих домов моды (причем значение имеют не только покупки, но и сам процесс шопинга), новых моделей автомобилей, аксессуаров, предметов роскоши; посещение престижных салонов красоты, ресторанов, клубов, казино; отдых на лучших курортах. Очевидно, что возможность жизни без материальных ограничений, распоряжения значительными средствами, полученными без каких-либо усилий, определенной части молодых людей представляется весьма желанной. 2. «Размытые» стратегии «Выживающие» - стиль жизни данной группы предполагает низкие стартовые возможности. Как правило, это молодые люди из семей с невысоким достатком и социальным статусом, зачастую проживающие в сельской местности или малых городах. Возможность самореализации, трудоустройства, повышения благосостояния, получения качественного образования здесь связана с минимальным набором благ и возможной удачей (брак, переезд в большой город). «Плывущие по течению» - в эту группу могут входить как представители низших социальных страт, не видящие реальных возможностей изменить свое положение к лучшему и поэтому не предпринимающие каких- либо активных действий, так и молодые люди из семей со средним достатком, в целом удовлетворенные своим нынешним положением, ориентированные на стабильность, постепенную реализацию своих жизненных планов. Данную жизненную стратегию можно рассматривать как намеренное избежание рисков. «Игроки» - для них характерно представление об успехе как случайности или везении. К этой группе можно отнести молодых людей из семей со средним достатком, в целом материально обеспеченных родителями, имеющих конкурентные стартовые возможности, но не стремящихся их реализовать (начать трудовую деятельность, самостоятельноАналитический вестник № 4 (321) 38 зарабатывать, приобретать знания). Им свойственно недостаточно развитое чувство ответственности за себя и своих близких, инфантильность. «Счастливый случай» становится для этих людей таким же способом выхода из неопределенности, как и целенаправленная длительная борьба за успех. Такому взгляду на жизнь способствует пропаганда в прессе, литературе, рекламе, на телеэкране потребительского образа жизни (подразумевающего высокую покупательскую способность без указания источника денежных средств), распространение телевизионных проектов, культивирующих легкий путь к богатству и известности, увеличение числа игровых залов, казино, букмекерских контор. 3. Протестные стратегии «Герои – леворадикалы»: предполагается участие в деятельности леворадикальных организаций, таких, например, как Авангард красной молодежи (АКМ) или Национал-большевистская партия (НБП). Определенной активностью отличаются и молодежные организации либерально- демократической направленности («Оборона», «Молодежное Яблоко», «Молодежный СПС», «Пора», «Да!», «Мы»), но их привлекательность, численность, организованность и идейная сплоченность несопоставимы с левыми организациями. Численность АКМ составляет около 6 тыс. человек (в Москве – порядка 300 активистов), НБП – около 20 тыс.чел. Социальной базой этих организаций являются молодые люди (старшеклассники, студенты колледжей, техникумов и ВУЗов, рабочие и служащие), недовольные существующим общественным строем или привлеченные романтикой борьбы ради светлого будущего. Что привлекает их на сторону леворадикалов? Во-первых, большую роль здесь играет юношеский максимализм, когда реально существующий комплекс проблем в социально-экономической и политической сферах представляется возможным быстро и справедливоАналитический вестник № 4 (321) 39 разрешить революционным путем. Многие проблемы, за радикальное решение которых выступают левацкие организации, действительно весьма актуальны – монетизация льгот, нарушение прав человека, отмена отсрочек от призыва в армию, статус русскоязычного населения в Прибалтике. Во-вторых, привлекательной оказывается «революционная романтика» - конспирация (например, штаб НБП называют «Бункером»), образы революционеров и радикалов (от В.И. Ленина до Эрнесто Че Гевары, боевиков «Красных бригад» и антиглобалистов), ношение партийной символики (футболок, нарукавных повязок) и масок, эпатирующие «акции прямого действия» (забрасывание «антинародных» политических деятелей пищевыми продуктами, захват административных зданий, столкновения с политическими оппонентами), противостояние с правоохранительными органами. В-третьих, образ «героев-мучеников», создаваемый рядом СМИ арестованным леворадикалам (так, особенно освещался в прессе судебный процесс по делу членов НБП, арестованных в 2004г. после акций в Минздраве и в приемной администрации Президента). Нельзя недооценивать и силу идеологического компонента, т.к. материальные ресурсы АКМ и НБП весьма ограничены (хотя эти организации так же, как и провластные, организуют культурные мероприятия для «своей» молодежи: концерты, дискотеки, театральные вечера, литературные конкурсы и встречи). Характерно, что участие в праворадикальных организациях гораздо реже связывается с жизненной стратегией. Это скорее «хобби», коллективное действие и выражение позиции, чем борьба за свое будущее. «Герои – бандиты», «удачливые герои криминальных структур» Участие в деятельности криминальных структур значительного числа молодых людей имеет ряд причин. Это общий рост преступности с рубежа 1980-90-х гг.; криминализация сознания части населения в результате обнищания, эрозии ценностных ориентаций и норм советского периода, Аналитический вестник № 4 (321) 40 рассмотрение противозаконной деятельности как канала вертикальной социальной мобильности в эпоху общественных преобразований; ослабление правоохранительной системы, частичная утрата ею контроля за развитием криминогенной ситуации. Также одним из факторов роста числа молодых людей, вошедших в ряды криминальных структур, стало влияние СМИ, кинематографа и низкопробной литературы, а именно – формирование и пропаганда позитивного образа преступника-героя («Бригада», «Бумер», «Парни из стали», «Брат» и другие). Этот фактор зачастую недооценивается, но именно СМИ доносят до нас информацию о преступлениях и лицах, их совершивших (и реальных, и вымышленных), влияя в той или иной степени на формирование наших взглядов, оценок, суждений. Рассматривая литературно-кинематографический образ преступника, можно выделить элементы, импонирующие части современной российской молодежи: - преступник, прежде всего, это молодой, спортивный человек (для российских криминальных киногероев, по сравнению с советскими, характерен привлекательный внешний вид). Как правило, он - выходец из простой семьи, «парень с нашего двора», которого не устраивает образ жизни родителей, имеющийся социальный статус, поэтому успеха в жизни он добивается самостоятельно (подразумевается, что это по силам любому); - большое значение в жизни героя имеет дружба и любовь. Дружба подразумевает верность общему делу, готовность идти на риск и жертвы ради товарищей, понятие «дружба» часто соотносится с понятием «братство», а персонажи называют друг друга «братьями». Настоящая любовь у героя одна (хотя может быть много сиюминутных связей); - стиль жизни криминального героя отчасти напоминает богемный, свойственный «золотой молодежи» - дорогие машины, костюмы и обувь от ведущих модельеров, отдых на лучших курортах, посещение ресторанов, клубов, казино. С другой стороны, подчеркивается, что все это «добыто» вАналитический вестник № 4 (321) 41 жестокой борьбе с конкурентами (отсюда следуют такие черты характера, как решительность, энергичность, целеустремленность, хладнокровие, агрессивность, способность организовывать и убеждать других, т.е. набор лидерских качеств, а также умение постоять за себя, навыки владения оружием). Для героя характерен своеобразный «кодекс чести», которого он по возможности придерживается; - жесткое противостояние правоохранительным органам. Бесспорные недостатки российской правоохранительной системы гипертрофируются до чудовищных размеров, подчеркивается коррумпированность, непрофессионализм, жестокость сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры; здесь герой выступает в роли страдающей, преследуемой стороны. *** Молодежные стратегии во многом являются реакцией на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах. Представляется, что в каждом типе условных жизненных стратегий можно выделить элементы, которые возможно использовать для конструктивного развития общества в целом. С целью усиления позитивных тенденций в жизненных стратегиях молодых людей можно предложить следующие меры: - помощь в подборе востребованных профессий и трудоустройстве посредством консультирования, информационной и правовой поддержки, проведения различных ярмарок вакансий, форумов, выставок во взаимодействии с работодателями, рекрутинговыми агентствами, СМИ; - политика «малых дел» в конкретных ситуациях, связанных с проблемами молодежи - принятие локальных законодательных актов, поддержка целесообразных инициатив общественных организаций по молодежным вопросам; - популяризация каналов «нормального» вертикального роста, образов молодых людей, активно добивающихся жизненного успеха в рамках закона и норм общественной морали; Аналитический вестник № 4 (321) 42 - отказ от формирования завышенных стандартов жизни и вертикальной гипермобильности; - формирование нормальной политической активности молодых людей. С одной стороны, очевидно, что вхождение в политическую элиту – сложный продолжительный процесс, несводимый к полученному образованию или некоторым практическим навыкам. С другой стороны, активная политическая позиция, выражающаяся в отношении к тем или иным проблемам общества, в электоральном поведении, в возможности отстаивания своих законных прав и интересов цивилизованными методами, должна быть присуща всем молодым людям.