Общая характеристика паломничества

Лекция 5. Особенности паломничества

Тема 1. Религиозный туризм, как объект изучения.

План:

1.Общая характеристика паломничества.

2. Общеконфессионные цели религиозного паломничества.

3. Виды паломничества.

4. География паломничества.

5. Юбилеи

6. Путеводители для паломников

7. Соотечественники веры.

Литература:

Кузнецов Л.М. Религиозные традиции в культурах мира. Астр., 1996.

Малерб М. Религии человечества. -М.-СПб., 1997.

Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы в России. М., 1998

Тардже Д. Мир паломничества. М., 1998.

Христов Т.Т Религиозный туризм М.2003., 260 С.

Паломничество (pilgrimage) —путешествие к святым местам с четко определенными религиозными целями, внесло значительный вклад в развитие путешествий. Верование в то, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству или святилищу, было принято уже у народов древности, практически во всех религиях и языческих культах. Паломники различных конфессий, озабоченные распространения своей религии, поклонением святыням и их защитой, совершали трудные и длительные путешествия.

Паломники отправляются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем религиозные действия в условиях обычной среды их проживания.

Паломники, всегда требовали обеспечения от общества расходов на собственно путешествие и свое содержание. В конце концов, сформировался и образ жизнедеятельности — путешествовать по найму. В мусульманстве можно для совершения хаджа послать доверенное лицо, например, слугу. В христианстве (и других религиях) община собирала деньги и отправляла своего избранника в паломничество к святым местам, наделяя полномочиями от имени всех членов общины совершить религиозный обряд. Характерно, что христианская церковь всегда ограничивала паломничество, а отдельные конфессии, например протестанты и другие, вообще отрицают паломничество. Лица католической конфессии, вознамерившиеся совершить паломничество на Святую Землю должны получить разрешение самого папы римского или других высших лиц церковной иерархии, а православные — благословение патриарха или епископа.

В настоящее время паломники всех видов широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры (туроператоры отправки) с обслуживанием и экскурсиями на местах (туроператоры приема). Потоки паломников, интенсивно возрастающие в дни религиозных событий и праздников, оказывают влияние на формирование индустрии перевозок. Так, аэропорт близ Мекки — один из самых больших в мире, в небольшом г. Бари (Италия) также построен крупный международный аэропорт, ориентированный на прием паломников.

Паломничество и деятельность по его организации в целом регулируются общими международными и достаточно единообразными национальными нормами, но религиозное паломничество стоит несколько обособленно и учитывает национальные особенности правового пространства и соотношение взаимосвязи религии и конкретного государства. Есть государства, в которых религия тесно и связана с государственным устройством, например исламские страны, в других государствах религия может быть отделена от государства, таким государством является Россия. Новые реформы экономики и власти в России существенно изменили отношение государственной власти к религии и ее место в жизни общества. Воинствующий атеизм, гонения церквей и религиозных общин, массовые разрушения культовых сооружений, храмов, расстрелы священнослужителей —наследие коммунистического режима —уходит в прошлое, хотя большая часть населения остается атеистически настроенной. Утрата духовности, ясных идеалов и целей общества, в особенности у молодежи, заставляет людей вновь обращаться к религиям и искать решения своих вопросов и защиты. Принят федеральный закон, регулирующий отношения и место религии. Религиозным организациям с 1991 г. возвращаются церкви, мечети, синагоги, святыни, мощи, изменяется отношение к религии и святыням населения. Паломничества обретает масштабность. Возникает необходимость правового регулирования этой деятельности в рамках государства и внутриконфессионной жизни. Актуальность этого имеет место в связи с особенностью правового регулирования — религии отделены от государства, а посему — государство ограничило себя и во влиянии на жизнь религиозных общин, в частности и на паломничество, как важную часть религиозной жизни.

Здесь тесно смыкаются правовые концепции современного общества и древние религиозные устои. Возникают коллизии налогового регулирования, трудности определения и отделения религиозных паломников от обычных туристов, которые наравне с первыми, может даже более активно, посещают святые места, причем все подряд (иудейские, христианские, мусульманские) для удовлетворения познавательных и развлекательных устремлений, не имея представлений о сущности верований и обрядов, воспринимая религиозную церемонию как шоу. В результате чаще всего люди, истинно, совершающие религиозное паломничество, терпят неудобства в отправлении обрядов, ущемления своих прав на объектах, принадлежащих их религии. Подчас имеет место нарушение моральных устоев верующих иоскорбление их религиозных чувств. Наблюдается столкновение интересов крупного туристского бизнеса, использующего объекты культурного наследия как туристские ресурсы, и интересов религиозных общин, в ведении которых эти объекты переданы и находятся и содержатся на средства верующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: