Путеводители для паломников

Юбилеи

География паломничества.

Карта паломничеств в мире очень мозаична. На основании работ ряда ученых можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

Православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия;

Зарубежная Европа с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;

Северная Америка с доминирующим положением христианства;

Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

Северная Африка с преобладанием ислама;

Восточная и, частично, Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;

Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

Средняя Азия с господством ислама; центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

Особое значение приобрели ежегодные церковные праздники и, еще более, юбилеи: или юбилейные даты, в которые значимость паломничества многократно возрастала.

Юбилей и юбилейный год по Ветхому Завету.

Традиция юбилея относится к истории иудейского народа. Понятие «юбилей» исходит к словуйовел Yobel — трубный звук, возвещавший исторически важное событие и проявлениебожественных явлений. Так, Бог завещал евреям праздновать каждый 50-й год в жизнинарода, начало которого должно оповещаться именно трубным звуком. В этот год на 10-й день месяца тирши — в день очищения — звуком трубы начинался юбилейный год (т.е. после того как закончился 49-й год). В этот год следовало дать земле покой, нельзя быловозделывать землю, обрезать виноградную лозу, следовало питаться только тем, чтовзросло на земле само собой. Рабы должны были получить свободу, восстанавливались утраченные права собственности. Праздник 50-летия (юбилея) отмечался и отмечаетсяв иудаизме и до сего времени. Таким образом, термины «юбилей» и «юбилейный годимеют религиозный смысл и связаны с очищением, в том числе от грехов.

Юбилей и юбилейный год в римско-католической церкви

Другой источник традиций знаменательных дат календаря прослеживается в древнеримской истории. Древние римляне почитали столетие и совершали особые празднества — «столетние игры» ludi saeculares. В эти праздники совершались молитвы богам-покровителям за процветание империи, организовались трехдневные (на протяжении трех дней и ночей) шумные представления и развлечения в языческих храмах и публичных местах. В данном случае праздновалось наступление столетия, т.е. прошествие 100 лет. Юбилеем таковое событие не именовалось.

В истории христианства празднование юбилея, как церковного праздника, было установлено только в 1300 г. папой Бонифацием VIII. По свидетельству историков в конце 1299 г. в Рим неожиданно для церкви стало стекаться необычное количество паломников. Это паломничество было обусловлено преданием, что при посещении Рима в наступление столетия все, пришедшие на поклонение святым мощам первопрестольных апостолов, получают полное отпущение грехов. Здесь было сочетание языческих древнеримских обычаев празднования столетия и ветхозаветного юбилейного пятидесятого года с отпущением грехов. Именно тогда католической церковью было решено весь последующий год (1300) объявить юбилейным (годом отпущения всех грехов), т. е. годом особого паломничества в Рим т.е. Святым годом Holy Year. Была создана особая организационная структура Societas Peregrinantium pro Christo, которая занималась проблемами паломничества. В тот год-Рим посетило более 300 тыс. паломников. По этому случаю была издана папская булла Antiquorum habet, которая положила начало римским юбилейным годам. Эти юбилеи с тех пор регулярно отмечаются католической церковью. Однако некоторые юбилейные годы были пропущены, например юбилейный год — 1800 — отменил Наполеон Бонапарт, не праздновался 1875 г. в связи с кризисом папства. Также были установлены дополнительные внеочередные юбилейные годы.

Вечный Город Eternal City, а именно так и именовали Рим, должен был стать вторым Иерусалимом в христианском мире. Первоначально была принята историческая римская концепция 100-летнего периода празднования юбилея, исторически свойственная римским традициям. Однако, этот период оказался слишком длительным, (по естественной причине некоторым понтификам не доставалось юбилея) и папа Климент VI, по пожеланиям верующих, как свидетельствует история, внес концепцию 50-летнего периода празднования юбилеев. Это решение было закреплено в 1343 г. папской буллой Unigenitus Dei Filius. Мотивом для такового было именно указание на заветы Моисея. Также указывалось на краткость жизни человека и стремление дать большему количеству верующих воспользоваться божьей милостью отпущения грехов. Таким образом, столетний срок юбилеев не был соблюден ни разу, но и пятьдесят лет также оказалось слишком долгим промежутком между юбилеями. Уже в 1389 г. папа Урбан VI решил еще более сократить срок юбилейных годов до 33 лет, ссылаясь на продолжительность земной жизни Иисуса Христа. Этот правило продержалось не более столетия и в 1470 г. период юбилейных годов был сокращен буллой Ineffabilis providentia папы Павла II и был установлен 25-летний период празднования юбилейных годов. Далее порядок установления юбилейных годов не изменялся, однако, если хотелось попраздновать, то устанавливались промежуточные даты юбилеев по другим случаям. Последнее время юбилейные года подразделяются на обычные и экстраординарные (внеочередные).

Юбилейные годы использовались и в политических целях. Муссолини, желая укрепить свой режим, направил приглашение посетить родину итальянцам, которые жили за океаном, тем самым «подтвердив свою принадлежность к итальянской нации». И 1925 г. (очередном юбилейном «Святом году») Италию посетило 37 тысяч паломников только из Латинской Америки (преимущественно выходцев из Италии), которые частично воспользовались паломническими льготами для совершения такого путешествия на родину. Внеочередным юбилейным был объявлен 1933 г. — церковь отмечала 1900-й юбилей Вознесения. Также был отмечен 1983 г., как год 1950-й по тому же канону. Дополнительно 1987 г. был объявлен юбилейным годом Марии. Таким образом, XX в. был богат на юбилейные годы.

2000 г. являлся XXVI-м юбилейным годом в католическом мире The Great Jubilee of The Year 2000. По этому случаю в 1994 г. папой Иоанном Павлом II было выпущено особое послание паломникам, разъясняющее сущность и назначение паломничества, определено празднование юбилея 2000, создана надлежащая комиссия из высшего духовенства. Выпускается на трех языках специальный бюллетень, посвященный событиям, связанным с подготовкой юбилея. Этот год являлся годом паломничества в Рим и к Святым местам для католиков. Он отмечался как следующий за прошедшим 25-летним периодом, т. е. как 26 год, если привязываться к круглым календарным датам. В данном случае за исходную точку отсчета принят 1300-й год, а не 1299-й, который по существу и явился источником традиции юбилейных (паломнических) годов. (многочисленные паломники прибыли в Рим за отпущением грехов именно в 1299-м г. (т. е. в последнем году столетия).

Юбилеи в православии

Для православия порядок установления юбилейных дат не применяется, поскольку произошел раскол церквей и православная церковь живет по другим законам. В православии 2000-й г. является юбилейным по другим признакам и не увязывается с католическими канонами. Это праздник двутысячелетия рождения Иисуса Христа, важнейшая и дата в эпохе православия.

Из традиции исчисления празднования юбилейных годов истекает и другая совершенно необычная. Отдельные апологеты в России исчисляли сроки наступления третьего тысячелетия с начала 2001 г., т. е. следуя обычаю исчисления периодов римских юбилейных годов. В обоснование своих доводов они положили тезис о том, что летосчисление в юлианском календаре Анно Домини начал с первого года от Рождества Христова, поскольку нуль в средневековой математике в то время еще не был известен и был введен значительно позднее. Но наступление третьего тысячелетия в цивилизованном мире отмечалось по Гринвичу в 00 часов 01 января 2000 г.

Для того чтобы достичь места и объекта поклонения, нужна была путевая информация — дорожник, путевник или путеводитель, карта, заметки. Многие паломники, совершившие дальние странствия, в той или иной степени оставили заметки о своих странствиях. Описания паломнических странствий и заметках паломников представляют особую подборку путеводителей — это сохранившее описания св. Земли и стран, через которые пролегал путь. Во многих имеются не только перечисление населенных пунктов, но описания природы, растительного и животного мира, населения.

Наиболее ранние христианские дорожники датируются 210 и 333 гг.К IV в. относится уникальный документ — путеводитель по паломническим маршрутам на св. Землю «Бордосский путник» (датированный 333 г., содержит описание маршрута путешествия от Бурдигалы (Бордо, Франция) до Иерусалима и от Гераклеи через Рим в Медиолан -Милан, Италия). Начав свое путешествие из Бордо, тогда Burdigale, перевалив через Альпы, посетив Илан, через территорию бывшей Югославии и Турцию паломник, преодолев около 4000 римских миль, прибыл в Иерусалим. На протяжении пути путешественник в дневнике отметил 408 мест, для остановок, т.е. примерно через каждые 10 римских миль.

Рукопись (переписанная в XII в., (авторство которой спорно и признается за св Сильвией или испанской монахиней Эгерией) «Паломничество по Святым Местам» хранится в настоящее время в Италии. Известно также описание паломничества «Хождение безымянной паломницы конца IV в.».

В средние века паломники на св. Землю пользовались путеводителем «Peregrinationes ferrae Sanctae», Венеция, 1491 г. Известен рукописный вариант путеводителя Joh. Bassenheimer 1426 г., рукопись находилась в Дрезденской королевской библиотеке. Первый печатный путеводитель на немецком языке «Трактат о том, как герцог Готфрид Бульонский достиг обетованной страны» издан в Аугсбурге в 1479 г. Далее следует упомянуть немецкие путеводители: Gradarolus, De regimine iter agenium (Базель, 1561 г.), pictorius, «Reisbbchlein»(3 изд., 1565 г.), Zwinger, Methodus apodemica (1577 г.).

В 1140 г. француз Пико подробно описал путь в Компостелу к св. Иакову, начав плеяду путеводителей по этому пути паломников. В XII в. по пути св. Иакова был сочинен подробный пятитомный путеводитель Liber Sancti Jacoby, содержащий сведения о постоялых дворах, часовнях и храмах, святых местах, колодцах с питьевой водой, о погоде, местных обычаях и даже с небольшим разговорником. Путешествие весьма богатое по количеству объектов интереса, познавательное и впечатляющее своим прикосновением к вечности, древностям, к святыням христианства. Так, на королевском пути насчитывается 32 храма и монастыря, три средневековых замка, 23 исторических и памятных места, особо места, где св. Иаков совершал чудеса, включая развалины древних сооружений, крепостей, храмов, практически в каждом селении есть приюты для паломников и таверны. Есть также древний путеводитель, написанный Америко Пикаудором во времена правления короля Альфонса IX, этот путеводитель известен как «Каликстинский кодекс». Автор строго разделяет путь пилигримов на одиннадцать этапов и подробно описывает их. Паломнический путь был весьма популярен, по нему прошли многие миллионы христиан, простолюдины и вельможи, короли и императоры, включая Наполеона.

В Англии был издано поэтическое описание паломничества к местным святыням «Кентерберийские странствия» Дж. Чосера, однако, его трудно отнести к путеводителю по характеру собственно изложения. Несколько позднее в Англии был выпущен путеводитель Instructions and directions for farren travel, by Howell (Лондон, 1650 г.). Ф. Бэкон посвятил значительную часть своих трудов путешествиям и издал в 1612 г труд «О путешествиях». В XVII-XVIII вв. написание путеводителей вошло в моду, и за столетие их было издано более десятка, преимущественно в Германии, Франции и Англии. Англичанин Л. Стерн (1768 г.) написал уникальное для своего времени произведение, более литературное, чем страноведческое, — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Поэт-романтик Д.Н. Гордон, известный более как лорд Байрон, описал приключения путешественника во Франции, Италии, Германии и Греции-«Паломничество Чайльд Гарольда».

К концу XIX в. лучшими путеводителями в Германии считались Baedeker и Meyer, Англии — Murray и Black, Thomas Cook, во Франции — Joanne. Частично в них также рассматривались и паломнические маршруты. В США в XX в. известны путеводители Еугене Фодора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: