А) Складывание системы публикации законодательных актов
Законодательные акты
Законодательство — вид исторических источников, объединяющий документы нормативного характера, санкционированные верховной властью.
Основная сложность сравнительного исследования законодательства ХVШ-ХIХ вв. состоит в том, что в историко-правоведческих исследованиях не сформировано понятие «закон» применительно к рассматриваемому периоду, что, естественно, является следствием отсутствия четкого определения этого понятия самим законодателем. В работах историков права мы находим самые общие определения этого понятия. Все исследователи отмечают, что в законодательстве оформляется воля императора. Г. В. Вернадский пишет:
«Начиная с Петра Великого, единственным источником права делается воля законодателя; это период правотворчества императорских указов...». Вернадский Г. В. Обзор истории права Русского государства XVIII—XIX вв.(Период империи). Прага, 1924. С. 7.
|
|
Более четкое определение закона находим у М. Ф. Владимирского-Буданова:
«В период империи установилось понятие о законе как о воле государя, правильно объявленной». Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Пг.; Киев, 1915.С. 260.
На постепенную выработку порядка «объявления воли» императора обращает внимание и Вернадский, который пишет, что «...сами государи стремились установить незыблемыя формы для отправления своей законодательной деятельности»,
что проявилось в том, что «...определена была непременная форма публикации и регистрации законов — через Сенат...» и «постепенно делались попытки установить особую непременную форму для предварительной подготовки или особой прочности юридического бытия группы наиболее существенных законодательных актов»4'.
В XVIII в. в России не было точного понятия закона, господствовал царский указ и существовало стремление, остававшееся на протяжении XVIII в. безуспешным, выделить из всего многообразия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы.
В XIX в. поиск формальных критериев разделения закона и указа продолжался и шел главным образом по пути фиксации законодательной процедуры. Формальным признаком закона со времен Петра I продолжала оставаться царская подпись, но это правило в XVIII в. нарушалось «объявленными указами», а в XIX в. также и законами от Государственного Совета, одобряемыми словесно.
Таким образом, при различии исходных посылок определения понятия «закон» и Владимирский-Буданов, и Вернадский, и другие авторы выделяют два критерия:
|
|
во-первых, наличие подписи императора и,
во-вторых, фиксированный порядок принятия, вырабатывающийся постепенно на протяжении XVIII—XIX вв.
Теоретическую разработку понятие «закон» и проблема различия закона и указа получили в XIX в. в работах Н. М. Коркунова. В «Лекциях по общей теории права» Коркунов (СПб., 1909.) в теоретическом ключе ставит проблему отличия естественно-научных и юридических законов.
Начало нового этапа в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и закона как источников права и относит изменение этого соотношения либо к середине XVII в. (после Соборного Уложения 1649 г.), либо к началу XVIII в. (периоду преобразований Петра I).
Лишь И. Д. Беляев при периодизации истории русского права исходит из общеисторических воззрений, причем ярко выраженного славянофильского характера.
Всю историю русского права он делит на четыре этапа:
1) до введения христианства,
2) от введения христианства до соединения русских удельных княжеств,
3) «от соединения северо-восточных русских княжеств с Москвою, а западных с Литвою, до царствования Алексея Михайловича»,
4) от царствования Алексея Михайловича. Четвертый период Беляев характеризует следующим образом: «...внутренняя народная жизнь проявляется в борьбе с наплывом новых идей западно-европейского образования».
К правлению Алексея Михайловича относит начало нового периода в истории русского законодательства и Н. П. Загоскин, который в своих построениях, как и другие авторы, исходит из соотношения обычая и закона как источников права. Загоскин подчеркивает, что и в последующий период обычное право сохраняет большое значение, особенно в сфере регулирования крестьянской жизни, т.е. жизни подавляющего большинства российского населения.
Другие авторы относят начало нового периода в истории русского права к эпохе петровских преобразований, но и они связывают его с утверждением приоритета закона.
К концу правления Петра I не только законодательно утвердился принцип приоритета закона как источника права, но и был предпринят ряд мер, направленных на восполнение пробелов в законодательстве. В последующем такая законотворческая деятельность была продолжена.
К началу XIX в. окончательно утверждается принцип приоритета закона как источника права. С его утверждением связано стремление к восполнению пробелов в законодательстве, требование соблюдения законов и точности их воспроизведения при решении конкретных дел.
Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона — это основной, системообразующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства.
Он хорошо укладывается в принятую нами в качестве исследовательской гипотезы систему источников нового времени. Закон, в отличие от обычая, не только, а часто и не столько фиксирует сложившееся положение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. На эту особенность европейского законодательства нового времени обращает внимание Э Аннерс: «Монархи и вольные города посчитали, что они могут развивать старое право посредством своей нормотворческой деятельности. Уже в XVII веке они стали широко и решительно регулировать указами то, что никогда ранее не регулировалось правом или же регулировалось в ограниченном объеме. Особенно это касалось сферы хозяйственной деятельности и сферы личного потребления людей». Примечательно, что Аннерс фиксирует эту тенденцию для Европы, начиная с XVII в., что соответствует тенденциям, выявленным нами на материале российских законодательных источников.