double arrow

Этапы и стадии проектирования ИС

Классификация информационных систем по характеру взаимодействия с пользователями

Классификация информационных систем по режиму работы

Классификация информационных систем по структуре аппаратных средств

Классификация информационных систем по назначению

Классификация информационных систем по степени распределенности

Классификация информационных систем по типу хранимых данных

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Рунет появился 17 лет назад.

Интернет появился в 1979 году.

Первые работы по созданию ИС были начаты еще в пятидесятых годах.

В развитии АИС наметились два поколения:

1 поколение - информационные системы, базирующиеся на авто­номных файлах. (нельзя было копировать) Это системы с простой архитектурой и ограниченным кругом возможностей. Они состоят из набора автономных файлов и комплекса прикладных программ, предназначенных для обработки этих файлов и выдачи документов. Такие системы имеют ряд серьез­ных недостатков, ограничивших их широкое применение: высокую из­быточность данных, сложность ведения и совместной обработки фай­лов, зависимость программ от данных и др.;

2 поколение (1980 – 1990г.)- банки данных. (клиент – сервер) Это системы с высокой степенью интеграции данных и автоматизации управления ими. Они ориентиро­ваны на коллективное пользование и в основном лишены недостатков, присущих ИС 1-го поколения. ИС были ориентированы на коллективное пользование.

3 поколение (после 1990гг.) – корпоративные информационные системы, банки знаний и банки объектов. (интранет)

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: по типу хранимых данных, по степени распределенности, по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы и по характеру взаимодействия с пользователями.

Между фактографической и документальной был симбиоз.

По типу содержащейся информации (структурированной или неструктурированной) информационные системы делятся на фактографические (неструктурированная) ( БД гостиницы, турфирмы, предприятий, организаций ) и документальные ( Библиотечные ИРБИС, Правовые строятся на механизме гиперссылок или поиск по названию ), графические ( ТОП-План, карты в интернете, ГЕО ИС (карты со спутника в Интернете) ), звуковые ( музыкальные альбомы ), мультимедийные ( Экскурсии по Эрмитажу, 3D коллекция картин в Русском музее ).

Исторически первыми разрабатывались информационные системы фактографического типа как наиболее распространенные на персональных компьютерах. Фактографические системы имеют дело со структурированной информации. В таких системах регистрируются факты - конкретные значения данных об объектах реального мира. Фактографические системы способны однозначно отвечать на вопросы пользователя, например: "Сколько реализовано туристических путевок за данный месяц, на какую сумму и каким менеджером?" Примером таких ИС являются АСУ гостиницей, ИС турфирмы, предприятий, организаций.

Документальные информационные системы обслуживают принци­пиально иной класс задач. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов (статьи, книги, рефераты, тексты законов и т.п.), снабженная тем или иным формализованным аппаратом поиска.

Цель системы, как правило, - выдать в ответ на запрос пользователя список документов, в какой-то мере удовлетворяю­щих сформулированным в запросе условиям. Например, выдать спи­сок нормативных актов, регламентирующих оформление виз и заг­ранпаспортов.

Примером документальных информационных систем являются правовые информационные системы "Кодекс", "Гарант", "Консуль­тант Плюс"; библиотечная информационная система ИРБИС.

В некоторых пакетах пользователю предоставляются возможнос­ти спроектировать гибрид фактографической и документальной сис­темы, т.е. работать с неструктурированными блоками информации, снабженными структурированными описателями.

Примером графических ИС могут служить ТОП-План, ГЕО ИС, карты со спутника в Интернете.

Примером мультимедийных ИС могут служить, записанные на компакт-диски Экскурсии по Эрмитажу, трехмерное изображение коллекции картин в Русском музее.

Данный признак классификации учитывает рассредоточенность (распределенность) компонентов ИС: Локальная система размещена на одной ЭВМ, в то время как распределенная система функционирует в среде вычислительной сети и распределена по ее узлам (серверам и рабочим станциям).

Консуль­тант Плюс (Топ-план) – может быть локальным (на 1 ПК), распределённым (в локальной сети организации) и распределенным в глобальной сети Интернет (работа через сайт Консультанта Плюс).

По назначению ИС можно разделить на информационно-управляющие, информационно-поисковые, СППР, обработки данных и информационно-справочные системы.

Информационно - управляющиесистемы — это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью. (Банковские ИС. ИС фондового рынка, ИС управления проектами, ИС управления бизнесом) Например, 1С Предприятие, Lotus Note.

СППР (система поддержки принятия решений) предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей. К этому классу относится 2 типа ИС: Экспертные ИС и системы поддержки принятия решения.

Экспертные ИС – это системы искусственного интеллекта, которые базируются на базах знаний и механизмах логического построения выводов, умозаключений. Пользователю эти системы выдают единственное решение, которые приняли бы лучшие эксперты в данной области (Медицинские системы, банковские системы (операции на фондовом рынке, с ценными бумагами)).

СППР базируются на БД, на математических методах моделирования и аппарате прикладной математики. Предоставляют пользователю несколько вариантов решений, оставляя ответственность выбора за человеком, принимающим решение. (Анализ неисправности технических средств).

Информационно-поисковые системы — это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных, как правило, на значительные расстояния.(Поисковые системы в Интернете)

К информационно-справочным системам относятся автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией. (Работа идёт только с одной БД,например, Консультант+, БД каталога товаров магазина, БД библиотеки)

Системы обработки данных это класс информационных систем, основной функцией которых являются обработка и архивация больших объемов данных.

2 типа СОД:

1 тип. Для ИС фактографических, в которых требуется постоянная обработка данных (ИС магазина - супермаркете)

2 тип. Для ИС документальных создаются электронные массивы (архивы) документов, в которых хранятся сами документы и механизмы поиска. Это системы управления электронными документами.

Эта классификация информационных систем подразделяет их на однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сосредоточенные системы, системы с удаленным дос­тупом и вычислительные сети).

ОднопроцессорныеИСстроятся на базе одного процессора компьютера, тогда как многопроцессорныесистемыиспользуют ресурсы нескольких процессоров.

Многомашинныесистемыпредставляют собой вычислительные комплексы. В сосредоточенныхвычислительных системах весь комплекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы передачи данных.

Системысудаленнымдоступом(с телеобработкой) обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).

Вычислительныесети это взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользовате­лям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов.

Если рассматривать используемый режим функционирования информационных систем, то можно выделить однопрограммный и мультипрограммный режимы вычислительной системы.

По характеру обслуживания пользователей выделяют пакетный режим, а также режимы индивидуального и коллективного пользования.

Пакетная обработка — это обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается. Она может вес­тись как в однопрограммном, так и в мультипрограммном режимах.

В режиме индивидуального пользования все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя, тогда как в режиме коллективного пользования возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам вычислительной системы. Коллективное пользование в режиме запрос-ответ предполагает, что система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний.

По характеру взаимодействия с пользователями выделяют системы, работающие в диалоговом и интерактивном режимах.

В диалоговомрежимечеловек взаимодействует с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком. Интерактивныйрежим— это режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмот­ренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса.

По особенностям функционирования информационной системы во времени выделяют режим реального времени — режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

Разработка автоматизированных ИС управления началась в 1950-х годах и к концу 20 века приобрела вполне законченные формы.

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках "лоскутной автоматизации" достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз", т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Проектирование ИС – трудоёмкий, длительный и динамический процесс. Технологии проектирования, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: