Вопрос №22 канале получения информации

Модальность

Если предыдущие способы создания неконкретности касались самого сообщения, то модальность же определяет отношение к информации.

Модальность – категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, отношение содержания высказывания к действительности.
Предположим, что есть какая-то информация. Что можно сказать по этому поводу?

- Я видел …, Мне рассказали …, Все знают …, Я помню ….
Это всё сообщения о том, как информация была получена, по какому каналу: видел, слышал, вспомнил.
Можно рассказать об оценке и эмоциях по этому поводу:
- Это неправильно …,- Для меня важно …,Все восхищены тем…, Хорошо
Так же можно высказаться по поводу возможности, законности, моральности, достоверности, то есть определить границы действия: запрещено, не способен, это законно.

Итак, модальность может сообщать:

· О канале получения информации: рассказали, видел, почувствовал, вспомнил;

· Об оценке информации: важно, не нужно, раздражает, восхищён;

· О рамках или границах: разрешено, законно, существует, можно, нельзя, способен.


Метамодели НЛП: опущение (исключение) части информации, обобщение (или генерализация) и искажение части информации.

Опущение — процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на некоторые стороны нашего опыта и исключаем другие. Мы никогда одномоментно не используем полностью ни все сенсорные сигналы, которые воспринимаем, ни все знания, которыми владеем, ни весь объем мышечных возможностей, заложенных в нас природой. Это целесообразно, иначе поток информации захлестнул бы нас. Возьмем, например, нашу способность исключать и не обращать внимания на звуки в комнате, где разговаривают много людей, для того чтобы слышать голос лишь конкретного человека.

С помощью этого же процесса люди могут блокировать восприятие знаков внимания и заботы от других, значимых для них людей. Приведу для иллюстрации пример, описанный Д. Гриндером и Р. Бэндлером в книге «Структура магии» (том 1): «один человек, убежденный в том, что он не заслуживает внимания других людей, пожаловался нам, что его жена не проявляет к нему никаких знаков внимания и заботы. Побывав у него дома, мы убедились, что жена напротив, относилась к нему с вниманием и заботой и определенным образом, проявляла их. Но так как эти проявления противоречили генерализации, выработанной этим человеком и касающейся его собственной ценности, он в буквальном смысле слова не слышал слов жены. Это предположение подтвердилось, когда мы привлекли внимание человека к некоторым из ее высказываний, и он заявил нам, что не слышал, чтобы она говорила ему этого».

Опущение уменьшает мир до размеров, подвластных, согласно нашему представлению, нашей способности к действиям. В некоторых контекстах это уменьшение может оказаться полезным, в других оно служит источником боли и страдания.

При опущении часть информации опускается, не проговаривается. Если бы не было этого механизма, мы бы очень быстро перегрузились информацией. И в то же время опущение мешает нам понимать друг друга, а иногда и себя.

Цель — восстановить (собрать) информацию, для более точного попадания в карту реальности другого человека.

Генерализация — процесс, при котором элементы или части модели человека отделяются от их первоначального опыта и начинают представлять целую категорию, примером которой является данный опыт.

Способность к обобщению, генерализации играет в нашем взаимодействии с миром важную роль. Полезно, например, основываясь на опыте ожога от прикосновения к горячей плите, прийти путем обобщения к правилу, что к горячим плитам прикасаться нельзя. Однако, если мы обобщим этот опыт в утверждении, что плиты опасны, и будем на этом основании избегать комнат, в которых они имеются, мы без всякой к тому необходимости ограничим свою свободу действия в мире.

Предположим, что ребенок, впервые усевшись в кресло-качалку, опрокинул его, резко опрокинувшись на спинку кресла. В результате он, возможно, придет к выводу, что кресла-качалки неустойчивы, и не захочет даже попытаться снова сесть в него. Если в модели мира этого ребенка кресла-качалки не отличаются от кресел и стульев вообще, тогда все стулья подпадают под правило: не откидывайся на спинку кресла (стула)! У другого ребенка, который создал модель, включающую в себя различение кресел-качалок от прочих предметов для сидения, больше возможностей для выбора того или иного поведения. Основываясь на собственном опыте, он вырабатывает новое правило или обобщение, относящееся только к креслам-качалкам: не откидывайся на спинку кресла! — в итоге у него более богатая модель и больше возможностей выбора.

Ребенок, кидающийся с криком на пол и получающий таким образом желаемое в своей семье, вряд ли будет понят в детском саду. Ему придется сделать вывод: то, что было таким эффективным и целесообразным дома, совершенно непригодно в других условиях, и он вынужден будет обучиться новому, более полезному поведению. При помощи процесса генерализации возникают фобии, убеждения. Например, убеждение «все мужики сволочи» могло возникнуть, если человек имел болезненный опыт, который автоматически перенес на все похожие случаи. Иллюстрацией такого рода обобщения может служить пословица: «Когда обожжешься на молоке, то и на воду дуешь!»

Человек, которого в какой-то момент жизни отвергли, приходит к генерализации, что он не достоин чьего-либо внимания. Поскольку эта генерализация входит в его модель мира, он либо опускает знаки внимания, либо считает их неискренними. Не замечая знаков внимания со стороны других людей, он может легко держаться мнения, выраженного в генерализации, что он не стоит ничьего внимания. Это описание представляет собой классический пример контура положительной обратной связи: самореализующегося пророчества, или опережающей обратной связи. Обобщения индивида или его ожидания отфильтровывают и искажают его опыт таким образом, чтобы привести его в соответствие с ожидаемым результатом. Так как опыт, способный поставить сомнение его генерализации, отсутствует, ожидания подтверждаются, и описанный цикл постоянно возобновляется.

Но без генерализации было бы не возможным обучение. Например, нам приходилось бы каждый раз заново учиться завязывать шнурки. А так мы однажды это научились делать, и автоматически переносим это умение на другие шнурки, ленточки, веревочки и т.д. Кроме того, наша способность к обобщению исключительно важна для нашего взаимодействия с миром. В течение жизни мы делаем бесчисленное множество обобщений. Это необходимый и полезный процесс познания мира, позволяющий рассматривать каждый предмет или явление не в отдельности, а как часть общего, классифицируя и систематизируя опыт.

Суть сказанного в том, что одно и то же правило, в зависимости от контекста, может быть полезным, или, напротив, вредным, то есть, что верных на все случаи жизни обобщений не существует, и каждая модель должна оцениваться в конкретном контексте ее употребления.

Искажение — процесс, который позволяет нам определенным образом смещать описание сенсорных (чувственных) данных. Искажение может быть полезно для планирования будущего. Фантазия, например, позволяет нам приготовиться к таким переживаниям, которые мы можем испытывать прежде, чем они случаются на самом деле. Люди искажают сиюминутную действительность, когда они, например, репетируют речь, которую собираются произнести позже. В результате именно этого процесса появились на свет все те произведения искусства, которые когда-либо были созданы людьми.

Точно так же все великие произведения литературы, вес революционные научные открытия предполагают способность искажать, представлять наличную реальность смещенным образом. Эти же приемы люди могут применять, чтобы ограничить богатство собственного опыта. Например, люди, которые говорят: «Я всегда был неудачником», или: «Меня никто не понимает», или: «Мои возможности, по сути, беспредельны», тоже искажают реальную действительность. Они пытаются подстроить реальный мир под свою «карту» реальности. Очевидно, что их утверждения правильны, но только в части их опыта и только в строго определенном контексте. В таких искажениях отсутствует критика, они принимаются за истинную реальность и нередко обретают фатальный характер, лишая человека возможности изменений и личностного роста. Продолжу описание примера Д. Гриндера и Р. Бэндлера из книги «Структура магии» (том 1): «наш знакомый, построивший генерализацию, что он не стоит ничьего внимания и заботы, вынужден был заметить под нашим воздействием знаки внимания своей жены, однако он тотчас же исказил их. А именно, когда он всякий раз слышал слова жены, в которых проявлялось ее внимание к нему, он поворачивался к нам с улыбкой, и говорил: «Она говорит так, потому что ей что-то нужно от меня». Таким образом, он избегал столкновения собственного опыта с созданной моделью мира: все, что мешало ему прийти к более богатым представлениям о мире, и препятствовало возникновению более близких отношений с женой, с собственной женой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: