Особенности олигополии. Анализ поведения олигополистов с помощью теории игр

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Максимизация прибыли в условиях монополии и олигополии

Монополия в узком смысле – это единственная фирма в отрасли. Фирмы, занимающие монопольное положение должны создать барьеры для входа в отрасль.

Черты монополии:

1. Экономия на масштабе производства.

P LRAC D1 – спрос на услуги одной фирмы

a D2 – спрос на услуги другой фирмы

D2 b D1

Q

Отрасль не может выдержать две фирмы (водопровод). Это называется естественной монополией.

2. Дифференциация продуктов и верность бренду.

3. Более низкие издержки уже функционирующих фирм.

4. Собственность или контроль над ресурсами.

5. Авторские права (Windows).

6. Слияние и поглощение.

7. Агрессивная тактика и запугивание.

Максимизация прибыли:

AC МС

AR AR

AC

0 MR Q

1 2 3 4 5

Чтобы максимизировать реализацию продукции, монополисту нужно снизить цену, т.е. увеличить крутизну MR. Штриховка – прибыль.

MC=S

Р1

Р2

AR=D

0 MR Q

Q1 Q2

Q1- объем, идеальный для монополиста – максимизирует прибыль.

Q2 – объем при совершенной конкуренции.

Р1 – цена при монополии. Р2 – цена при РС – совершенной конкуренции.

При монополии объем меньше, прибыль выше.

Штриховка – чистая потеря общества от монополии.

Преимущества монополии:

- возможность инновационных разработок за счет сверхнормальной прибыли;

- возможность снижения издержек, благодаря более высокому уровню исследований и разработок

Черты монополистической конкуренции:

- большое количество фирм;

- каждая фирма производит товары или услуги, которые неким образом отличается от товаров или услуг конкурентов.

AC МС

AR AR=D

AC

0 MR Q

Максимизация прибыли аналогична как при монополии, разве что MR and AR более пологие. На рынках монополистической конкуренции существует в основном неценовая конкуренция, например:

- разработка оригинального продукта;

- реклама, которая приносит эффект, пока

MRA>MCA max, при MRA=MCA.

Максимизация прибыли в условиях олигополии:

AC МС

AR AR=D

AC

0 MR Q

Олигополия возникает тогда, когда несколько фирм делят между собой значительную часть отрасли. Две характерные особенности олигополии:

- существуют различные барьеры для входа в отрасль новых фирм (преодолимые и непреодолимые);

- взаимозависимость фирм. На каждую фирму оказывают влияние действия ее конкурентов (МТС-Велком-Лайф);

Олигополисты разрываются между:

- тайным сговором (для создания монополии);

- конкуренцией с целью получения большей прибыли.

А) Олигополия, основанная на сговоре.

Картель – формальное соглашение о сговоре (объекты сговора: цены, доли рынка, расходы на рекламу). Картель максимизирует прибыль, если его члены ведут себя так, как будто они одна фирма.

Существует и молчаливый сговор, который проявляется:

- лидерством в ценах;

- ценообразованием на основании средних издержек;

- базовыми ценами

Б) Олигополия без сговора.

Возникает ценовая конкуренция

R, С, Р

МС

10

Прибыль максимальная при Q=1000 для всего

AR картеля

0 MR Q

1000 2000 3000

Если фирма жульничает (превышает квоту или снижает цены)

R, С, Р

10

AR

0 MR Q

200 400 700

Тут видно сразу 2 сговора, и превышение квоты и снижение цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: