Рынок труда
Ценовая дискриминация
Теория игр и ее применение в теории олигополии
Пример прибыли фирм Х и У с одинаковыми издержками, продукцией и спросом:
Два преступника, работающих в одной сфере. Ловит их милиция и выдвигает условия. Признаешься – тебе 3 года тюрьмы, напарнику 20. Если оба преступника будут молчать – оба получат по году, т.к. не хватит улик. Если оба сдадут друг друга – по 3 года каждый.
Две фирмы, держат цены на 2 ед, то обе по 10 имеют в итоге. Если одна ставит цены 1,8 – то имеет 12, а другая 8. И т.д. по зависимости.
Есть стратегия«максимакс» и «максимин».
Есть теория ломаной кривой спроса. Она не является общепринятой и существует в условиях олигополии без сговора. Устанавливает стабильность цен.
Р
Р1
Q1 Q
Цены устанавливаются в точке перегиба на графике.
Плюсы олигополии:
- разнообразие продуктов, товаров и услуг;
- улучшение дизайна и обслуживания;
Ценовая дискриминация – предложение одного и того же товара или услуги различным потребителям по разным ценам.
Три вида ценовой дискриминации:
- первой степени: фирма берет с каждого потребителя максимальную цену, которую тот согласен заплатить за единицу товара;
- второй степени фирма берет со своих клиентов разные цены, в соответствии с тем, сколько они покупают;
- третьей степени: потребители разделяются на несколько групп
Условия ценовой дискриминации:
- разная эластичность спроса на рынке, цена завышается там, где рынок менее эластичен;
- рынки должны быть изолированы
График дискриминации первой степени:
Р
Р2
Р1 D Р1 D
200 150 200
- Продавцы и покупатели являются ценополучателями
- Свобода входа (нет профсоюзов)
- Полнота информации
- Однородность труда
W W S W S
Wmax S Wmax D
D D
Wage – зарплата.
Существует два вида издержек труда для работника:
- работники жертвуют свободным временем;
- работа может быть неприятной MDW (marginal lisutility of work) растет с ростом количества часов работы.
тягость W (почасовая)
MDW S
рабочие часы рабочие часы
При более высокой зарплате, после определенной точки, предоставление труда сокращается.
W S
W1
0 Q
До перелома действует эффект замещения (с увеличением ЗП работник стремится больше работать), но после точке перегиба уровень Зарплаты уже достаточен и он замещает свой доход свободным временем, меньше отдает себя работе, т.к ему всего хватает – эффект дохода.
Величина предложения определенного вида труда зависит от:
- количества квалифицированных работников;
- выгод или издержек работы, не связанных с заработной платой (статус, власть и т.д.);
- заработной платы на альтернативных работах
Общий доход работника: I = W(24-H), где Н – часы труда, а W – оплата за час работы.
Эластичность предложения труда зависит от:
- трудностей издержек, связанных со сменой работы;
- временного интервала;
- географической и профессиональной мобильностью
Telecommuters – абсолютная географическая мобильность.
Фирма, которая хочет максимизировать прибыль, придерживается найма работников до тех пор, пока MC(L)=MR(L). Т.е. если дополнительный работник издержек приносит меньше чем дохода, то его нанимают.
При совершенной конкуренции MC(L)=W.
Рассмотрим отдельную фирму:
Р
МС1=W
MRPL
0 QL
QE
QE – то количество работников, которое наймет фирма;
MRPL – маржинальный доход от дополнительной единицы труда (работника).