Предмет психологии. Становление психологии как науки

Вопросы лекции

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы общей психологии

1. Предмет психологии. Становление психологии как науки.

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

3. Основные задачи и роль психологии в современном мире.

4. Методологические основы психологии.

5. Классификация методов психологии.

В современном мире существует множество социальных и личностных про­блем, которые невозможно решить без понимания внутреннего мира человека. Именно изучением этого мира и призвана заниматься психологическая наука.

Имеются различные подходы к определению психологии. Часто она опреде­ляется как наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникно­вения, протекания и проявления различных психических явлений.

П

сихология (от греч. psiche«душа», logos«учение» или «нау­ка»)наука, изучающая факты, закономерности и механизмы воз­никновения, протекания и проявления психических явлений.

Психология призвана изучать психические явления человека, особенности которых и образуют то, что часто в литературе и обыденной речи обозначают как «внутренний мир человека». Сами по себе психические явления выступают сложнейшим объектом познания. Усложняет задачу и то, что объект познания (что изучается) и его субъект (кто изучает) выступают в одном лице (человек изучает самого себя).

Помимо научного существует житейское представление о психических явле­ниях Чем они отличаются? Житейская психология основывается на выводах, ко­торые человек делает на основе своего жизненного опыта. И потому чаще всего эти выводы носят ситуативный, отрывочный и несогласованный характер. Психо­логия же как научная дисциплина стремится анализировать психические явления на высоком уровне обобщения. При этом в основе всех обобщений лежат факты, установленные в ходе специально организованных научных исследований. Эти исследования призваны не только описать какой-то факт, но и выявить законо­мерности того или иного явления, понять его причину и механизм функциониро­вания. Житейские знания носят интуитивный характер, в то время как научные знания рациональны и осознанны. Отличаются житейские и научные знания так­же по способу передачи. В первом случае передача от одного человека к другому затруднена ввиду различных факторов. Во втором случае знания накапливаются и передаются через систему законов и понятий.

Психология — одна из многочисленных наук о человеке. Так, например, ана­томия изучает строение его организма, антропология — его происхождение, исто­рия — прошлое человечества и т. д. Так, предметом психологии выступает пси­хика. Для того чтобы понять предмет психологии, необходимо первоначально определить специфическое поле явлений и фактов, изучаемых данной наукой. Во всех этих фактах и явлениях психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. И если психические явления — это субъективные переживания, элементы внутреннего опыта, то психологические факты — это зафиксированные проявления психики, в том числе их объективные формы (ак­ты поведения, телесные процессы, продукты деятельности, социокультурные явления).

Психические явления — «продукт» психики. Под психикой в отечественной психологии чаще всего понимается (хотя такое понимание и небесспорно) свой­ство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действитель­ность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целе­сообразно управлять своим поведением и деятельностью.

Психикасвойство высокоорганизованной материи (мозга) отра­жать объективную действительность и на основе этого форми­ровать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью.

Психика проявляет себя через многочисленные психические явления. Услов­но все разнообразие психических явлений можно разбить на ряд блоков:

а Познавательная сфера — система познавательных процессов, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя. К по­знавательным процессам относятся ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

а Эмоциональная сфера круг явлений, определяющих эмоциональные переживания человека (эмоции, чувства, аффекты и др.).

d Волевая сфера — психические явления, обеспечивающие сознательную регуляцию деятельности человека через постановку целей и их достижение.

п Мотивационная сфера — совокупность побуждений, определяющих уро­вень активности человека и ее направленность.

о Индивидуально-психологические особенности (свойства) человека — фуппа психических свойств (темперамент, характер, способности), обеспечиваю­щих устойчивость взаимодействия человека с окружающим миром и определяю­щих его уникальность и неповторимость.

Существует и другая классификация психических явлений. Часто психиче­ские явления подразделяют на психические процессы, психические состояния и психические свойства, которые в свою очередь можно разделить на групповые и индивидуальные.

Психические процессы включают явления, имеющие признаки динамичности, пластичности, изменчивости, непрерывности.

Психические процессыпсихические явления, характеризующие­ся определенной последовательностью, динамичностью, пластич­ностью, изменчивостью и непрерывностью.

К индивидуальным психическим процессам можно отнести познавательные процессы (восприятие, память и т. д.), усвоение, научение, рефлексию и др. При­мером групповых процессов являются общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, межгрупповые отношения и т. п.

Психические процессы разворачиваются «на фоне» различных психических состояний, которые характеризуются определенной устойчивостью и возникают в ответ на воздействие как внешних, так и внутренних стимулов без отчетливого осознания субъектом их предметного содержания (стимула).

Психические состоянияотносительно устойчивые психические явления, возникающие в ответ на воздействие как внешних, так и внутренних стимулов без отчетливого осознания субъектом их пред­метного содержания (стимула).

Примером индивидуальных психических состояний выступают влечение, го­товность, предрасположенность, установка, утомление, стресс и т. п. Групповыми психическими состояниями являются конфликт, сплоченность, психологический климат, паника и т. д.

Наиболее устойчивыми психическими явлениями считаются психические свойства, определяющие существенные особенности внутреннего мира и пове­дения человека.

Психические свойстванаиболее устойчивые и существенные психические явления, определяющие специфические особенности человека или группы.

К индивидуальным психическим свойствам относят темперамент, характер, способности, направленность, к групповым свойствам — совместимость, стиль лидерства, эффективность совместной деятельности.

Существует взаимосвязь между психическими процессами, состояниями и свойствами. Более того они могут переходить друг в друга. Также можно гово­рить и о взаимосвязи индивидуальных и групповых психических явлений.

Кроме перечисленных, иногда выделяют еще одну группу психических явле­ний — психические образования. Они включают в себя знания, умения, навыки, привычки.

Обратимся теперь к вопросу становления психологии как науки. Психология «оформилась» в самостоятельную науку лишь во второй половине XIX века. Но первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причи­ны человеческих поступков делались задолго до этого. Условно в становлении психологии как науки можно выделить четыре этапа. Содержание каждого этапа определялось образом мира и взглядами на природу человека, которые господ­ствовали в конкретный исторический период.

Первый этап «Психология как наука о душе».

Различные необычные проявления внутреннего мира всегда волновали лю­дей, который стремились к познанию человека и его мира. Долгое время многие мыслители называли различные психические феномены обобщенным понятием «душа» Но взгляды на природу души были различными. Упрощенно можно вы­делить две линии объяснения психических явлений, сложившихся в философии: идеалистическую (например, некоторые философы рассматривали душу как про­явление божественного разума) и материалистическую (например, душа рассма­тривалась как проявление тончайшей материи, пневмы). Очевидно, что развитие психологического знания на этом этапе было связано с деятельностью многочис­ленных мыслителей, и в первую очередь ученых-философов (например, таких древнегреческих мыслителей, как Аристотель, Платон, Гиппократ и др.).

Второй этап «Психология как наука о сознании».

В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и укреплением науч­ного мировоззрения, основанного на постижении причинно-следственных связей, понятие души стало активно исключаться из науки. С XVIII века в науке начинает

доминировать позиция, согласно которой психология должна быть наукой о со­знании. Причем сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит «в себе», оглядываясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охваты­вающая все стороны душевной жизни, которые прежде рассматривались в раз­ных разделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ора­торского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераменте).

Выделение сознания в качестве основного объекта изучения обусловило по­становку вопроса, каким образом человеческий организм реагирует на информа­цию, полученную от органов чувств. Предполагалось, что все наши знания про­истекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощуще­ния, сочетаются по закону ассоциации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприятия, которые лежат в основе еще более сложной идеи. В 1879 году в Лейпцигском университете В. Вундт начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т. е. сочетая теоретические построения с проверкой реальной действительности. Он вошел в историю психологии как основатель естественнонаучной теории психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В это же время (с 1881 года) другим всемирно известным ученым У. Джемсом обосновывается позиция, согласно которой «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Задача заключается в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании ин­дивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к различным ситуациям, повторяя уже выра­ботанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешние стороны психики, а не на внутренние феноме­ны. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Основным мотивом многих исследователей сознания в то время было стрем­ление выявить объективные проявления внутреннего мира. Именно этим можно объяснить то, что во второй половине XIX века делается акцент на понимании психических процессов через их физиологические проявления. Однако результа­ты физиологических измерений не совпадали с субъективными психологически­ми показаниями, а также могли иметь различное толкование. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физиологические показатели лишались психологического значения. Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX века, психофи­зиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии. Кроме того, если эле­ментарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) еще «под­давались» измерению посредством точных научных методов (в первую очередь экспериментальных), то высшие проявления психической жизни (сознание, мыш­ление, переживания) «замерить» оказалось невозможным. В результате данный подход не оправдал ожиданий и оставил вопрос относительно возможности объ­ективного исследования всех явлений сознания без ответа. Уже в то время пси­хология фактически разделилась на естественнонаучную, или физиологическую, психологию и описательную, или субъективную, психологию, а многие ученые определили общее состояние психологической науки как кризисное.

Третий этап «Психология ка к наука о поведении».

Способ выйти из кризиса предложили американские ученые Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др. Основываясь на некоторых положениях учения И. П. Павлова об условных рефлексах, эти ученые обосновали необходимость изучения не сознания,

а поведения человека. В результате возникло новое направление психологических исследований, которое получило название «бихевиоризм».

Бихевиоризм (от англ. behaviour«поведение»)теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX в.начале XX в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма.

Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным по­нятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследования должно стать лишь внешнее поведение, которое, по предположениям бихевиористов, является результатом формирования условно - рефлекторных связей между стимулом (внешним воздействием) и реакцией. Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объ­ективному изучению поведения. Зависимость поведения и научения от разных условий можно было описывать объективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет индивид.

Но на поверку и данный подход оказался спорным. Его критика шла по двум основным направлениям. Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его психологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Внешне наблюдаемые движения и реакции невозможно понять без анализа и соотнесения с целями, с тем, как воспринимает и интерпретирует внешнюю ситуацию субъект, как это отражается на его решениях и действиях. Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, представители бихевиоризма вынуждены были или перейти к изучению физиологических меха­низмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм только как соотношение стимулов и реакций. Но и в том, и в другом случае круг изучаемых явлений не позволял ответить на все вопросы, связанные со сложным миром психических явлений человека.

Четвертый (современный) этап «Психология как наука, изучающая «акме».

Для современного этапа развития психологии характерно существование разных подходов к изучению психики, превращение психологии в многоотрасле­вую область знаний, учитывающую запросы практики и стремящуюся к интегра­ции накопленных знаний. При этом происходит взаимообогащение различных направлений, школ, традиций.

Важнейшей тенденцией развития психологической науки в настоящее время является проведение междисциплинарных исследований и осознание, что чело­века необходимо изучать во всей целостности, с учетом различных уровней его

жизнедеятельности (физиологического, психического, социального, духовного). В этом процессе ключевая роль принадлежит психологии, потому что в рамках ее многочисленных отраслей накоплен большой массив информации по самым раз­личным аспектам жизни человека. Успешное выполнение этой роли в будущем зависит от того, насколько различные психологические теории и школы будут конструктивны и открыты для научного диалога, а также от умения сотрудничать с представителями других наук. Целью подобного взаимодействия должно быть содействие наиболее полному раскрытию своего потенциала каждым человеком, достижение им вершинного уровня развития, который часто называется «акме» (в переводе с греческого «акме» означает «высшая точка», «вершина», «рас­цвет», «зрелость», «лучшая пора»).

Таким образом, становление психологии как науки происходило под влиянием различных взглядов на природу человека, на соотношение материального и иде­ального, тела и души. Первоначально психологические знания возникли и разви­вались в недрах смежных научных дисциплин, и в первую очередь в философии (IV в. до н. э. — середина XIX в. (или первые два этапа, которые рассматрива­лись выше)). Со второй половины XIX века и по настоящее время психология существует и активно развивается как самостоятельная дисциплина. В ее основе лежат различные парадигмы, возникшие в разное время благодаря исследова­ниям многих выдающихся психологов (подробно о парадигмах речь будет идти в четвертом вопросе данной темы).

Наличие различных теоретических позиций и отсутствие общей теоретической платформы для исследований усложняет решение многих задач. В то же время нуж­но отметить, что развитие психологии идет по лотке развития всех наук, по двум встречным курсами: дифференциации и интеграции. Особенностью психологии является то, что процесс дифференциации существенно опережает процесс инте­грации. Каждые 5-7 лет появляется новая научная ветвь. Прогрессирующая диф­ференциация порождена потребностями общественной практики. Но она же «рабо­тает» и на интеграцию. Здесь наблюдается такой процесс: чем глубже проникает та или иная специальная психологическая дисциплина в изучаемый ею предмет и чем полнее раскрывает его, тем все более необходимыми становятся для нее контакты с другими специальными дисциплинами психологии. Таким образом, определяющую интегративную роль и должна сыграть общая психология, призванная объединить различные научные идеи в единую систему знаний, которая бы включала ключевые моменты всех теоретических подходов к изучению внутреннего мира человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: