Модели системы экспедирования

Классификация транспортно-экспедиторских услуг

Транспортно-экспедиторское и стивидорное обслуживание перевозок грузов

Основные экспедиторские услуги:

• прием заявок;

• заполнение и оформление документов;

• заключение договора перевозок;

• предъявление грузов к перевозке на местах общего и необще­го пользования станции отправления;

• получение груза на станции назначения;

• завоз груза на места общего пользования станции отправле­ния;

• вывоз груза с мест общего пользования станций назначения;

• подача — уборка вагонов;

• выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

• информационное обслуживание;

• подготовка к перевозке и дополнительное оборудование под­вижного состава;

• страхование грузов;

• уплата провозных платежей, сборов и штрафов (платежно-финансовые операции);

• таможенное оформление грузов. Заполнение и оформление документов

• заполнение заявок на перевозку грузов;

• заполнение накладной;

• оформление переадресовки грузов в пути следования и на станции первоначального назначения;

• раскредитование перевозочных документов;

• оформление претензии по перевозке к железной дороге. Заключение договора перевозки

• предоставление железной дороге заявок на перевозку грузов;

• согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов;

• получение от железной дороги согласованной заявки и пере­дача ее грузоотправителю;

• предъявление накладной железной дороге на визирование;

• получение от железной дороги завизированной накладной и передача ее грузоотправителю;

• предъявление накладной железной дороге после погрузки гру­за в вагон, контейнер;

• получение квитанции в приеме груза к перевозке от железной дороги и передача ее грузоотправителю.

Приемо-сдаточные услуги. К ним относят операции по подгото­вке груза к перевозке, его получении, подвоз груза и подача ваго­нов.

Предъявление груза к перевозке

• на местах общего пользования станций отправления — сдача груза или контейнера с грузом приемосдатчику железной дороги; установка запорно-пломбировочных устройств на контейнер;

• на местах необщего пользования станций отправления — ус­тановка запорно-пломбировочных устройств на вагон, контейнер; прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику желез­ной дороги.

Получение груза на станции назначения

• передача грузоотправителю раскредитованной накладной;

• получение у приемосдатчика железной дороги груза на местах общего пользования станции назначения;

• прием груженых и сдача порожних вагонов железной дороги груза на местах необщего пользования;

• съем запорно-пломбировочных устройств, установленных на вагоне (контейнере).

Завоз груза включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до склада, расположенно­го на местах общего пользования, станции отправления.

Вывоз груза с мест общего пользования, станций, включают ус­луги по его доставке автомобильным транспортом от склада, распо­ложенного на местах общего пользования станции назначения, до склада грузополучателя.

Подача-уборка вагонов

• подача вагонов на подъездной путь грузоотправителя, грузо­получателя;

• уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя, грузо­получателя;

• расстановка вагонов по грузовым фронтам;

• подборка вагонов для расстановки по грузовым фронтам. Погрузочно-разгрузочные и складские работы

• погрузка и выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомо­билей на складах грузоотправителей и грузополучателей, а также на станциях отправления и назначения;

• определение массы груза;

• хранение грузов в складских помещениях экспедиторов;

• комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц на складах грузоотправителей, грузополучателей;

• формирование и расформирование транспортных пакетов;

• отправительская маркировка грузов;

♦ крепление грузов в вагонах и контейнерах;

♦ упаковка, увязка, обшивка грузов;

♦ ремонт транспортной тары и упаковки. Информационные услуги — уведомление и извещение

♦ грузополучателя об отправке в его адрес груза;

♦ грузополучателя о подходе груза к станции назначения;

♦ грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;

♦ грузоотправителя или грузополучателя о прибытии груза в порт;

♦ грузоотправителя, грузополучателя о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;

♦ грузоотправителя, грузополучателя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;

♦ грузополучателя, грузоотправителя об обнаружении коммер­ческих неисправностей в пути следования;

♦ грузоотправителя, грузополучателя о выполнении в процессе перевозки графика, срока доставки груза.

Услуги по подвижному составу, страхованию, оплате, таможенно­му оформлению

Подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижно­го состава

♦ очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов;

♦ обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;

♦ установка съемного оборудования на вагоне;

♦ обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки устройствами и материалами.

Страхование

♦ подготовка и заключение договора страхования;

♦ оплата страховых взносов;

♦ оформление документов при наступлении страхового случая;

♦ получение страхового возмещения. Платежно-финансовые услуги

♦ оформление и оплата провозных платежей, сборов и штрафов;

♦ проведение расчетных операций за перевозку и перевалку гру­зов с отдельными станциями, портами и пристанями, за производ­ство погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняе­мых при отправлении и прибытии;

♦ расчет суммы претензии, проведение расчетных операций, связанных с претензиями;

♦ выполнение платежей, связанных с таможенными сборами и другими таможенными формальностями.

Таможенное оформление

♦ проведение декларирования груза;

• консультирование грузоотправителей и грузополучателей по оформлению грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов.

Прочие услуги

• разработка и согласование чертежей, схем и выполнение рас­четов по погрузке и креплению грузов, не предусмотренных техни­ческими условиями;

• разработка и согласование местных норм загрузки вагонов;

• контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудова­ния;

• обслуживание и ремонт собственных вагонов и контейнеров грузоотправителей и грузополучателей.

Традиционная модель отражает подход, при котором, экспеди­торы рассматриваются как посредники, связующие звенья в логи­стической цепи. Особенностью модели является то, что экспедито­рам приходится прибегать к искусственным методам увязки грузов-потоков на стыке звеньев «грузоотправитель — транспорт» и «транспорт — грузополучатель». Отсутствием координации деятель­ности по доставке груза объясняются неточности и сбои в работе экспедиторов и перевозчиков в данной модели. Каждое посредни­ческое звено здесь отвечает только за свой комплекс операций и не увязывает его с полным комплексом операций по транспортно-экспедиционному обслуживанию при движении груза по всей логи­стической цепи.

Данная модель организации экспедиторской деятельности не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и, следовательно, оперативно реагировать на из­менение спроса. Иначе говоря, данная модель слабо адаптирована к условиям внешней среды.

Логистическая модель отражает подход, в соответствии с кото­рым экспедиторы трансформируются из посредников в принци-пиалов, т.е. становятся равноправными участниками перевозочного процесса. Преимущество данной модели — отказ от понятия сто-хастичности транспортных потоков и изучения их как потоков де­терминированных, с определенными параметрами, иными словами, отказ от обезличенного грузопотока. В такой модели взаимоотно­шения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотпра­вителями и грузополучателями рассматриваются в рамках логисти­ческой системы. Под логистической системой понимается сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов-звеньев (грузо­отправителей, грузополучателей, перевозчиков, других участников доставки), совокупность которых, границы и задачи функциониро­вания объединены внутренней и (или) внешней целью, например сокращением времени доставки, выбором оптимального маршрута доставки, доставкой точно вовремя и т.д.

Усложнение структуры логистической системы экспедирования по отношению к традиционной изменяет роль экспедиторов и их место в данной системе, существенно усложняет взаимоотношения элементов системы, структуру и движение потоков информации, финансовых, материальных ресурсов. Более жесткая координация и контроль взаимодействия элементов, сосредоточенные в руках экс­педиторов, в подобной системе обеспечивают возможность получе­ния экономии на доставке, что в конечном итоге сказывается на снижении цены потребления товаров и увеличении объемов реали­зации продукции и услуг.

Стремление к формированию логистических систем определи­лось в мировой торговой и транспортной сферах лишь в последнее двадцатилетие. Главной причиной активизации данного процесса стала возможность получения экономии на цене товаров. При бы­стром росте объемов потребления и насыщении потребительских рынков разнообразными товарами за счет унификации и стандар­тизации продукции, производственных процессов, технологий были достигнуты минимальные значения себестоимости производимой продукции. Дальнейшее снижение производственных издержек ста­ло практически невозможным. В этих условиях главным источни­ком снижения цены товаров могли быть только транспортные за­траты. Кроме того, клиентами все чаще выдвигалось требование обоснования логики выполнения транспортных и других операций по организации движения товарных потоков, что в конечном итоге стало критерием формирующихся региональных, национальных и международных логистических систем.

Исторические, правовые и экономические условия накладыва­ют ограничения на любую из рассмотренных моделей. Под дейст­вием совокупности внешних и внутренних условий формируется система экспедиционной деятельности, отражающая этап развития экономики в целом и использующая его преимущества. По всей видимости, первое из приведенных определений описывает началь­ный этап развития и становления рынка экспедиционных услуг, когда большинство экспедиторов являются агентами или курьера­ми. Второе - соответствует этапу сформировавшегося, интенсивно развивающегося рынка, где экспедиторы осознают преимущества работы по координации усилий, ее влияние на оптимизацию дви­жения товарных потоков в целом.

Развитие мирового товарного рынка и изменение его простран­ства в связи с социально-политическими процессами в Восточной Европе в конце 90-х гг. XX в. способствовало интенсификации, ин­теграции деятельности экспедиторов из разных стран в мировое торговое и транспортное пространство. Сущность же экспедицион­ной деятельности при выходе на международные рынки приобрета­ет отличительные черты, свойственные потокам экспортируемых или импортируемых товаров, и вовлекает в сферу экспедиционной деятельности множество новых участников. Усложняются выпол­няемые в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания операции, возрастает их общее количество, лавинообразно растет поток документов, необходимых для оформления доставки, появля­ется необходимость в специфических операциях, не требующихся при экспедиции внутри малых территорий и регионов и даже в на­циональных границах, как, например, пограничный, таможенный, фумигационный, санитарный и другие виды контроля. Соответст­венно меняется характер взаимоотношений всех участников экспе­диции по организации доставки, возрастает влияние международ­ного законодательства, национальных и международных организа­ций и учреждений, контролирующих его выполнение.

Экспедиторы специализируются на выполнении операций по обслуживанию комплексному или только одного из направлений, на-, пример экспорта или импорта; они могут работать обособлен­но или, наоборот, объединяться в зависимости от направлений дея­тельности и др. Возможна специализация экспедиторской деятель­ности по виду операций, например консолидация, погрузка-разгрузка, сопровождение груза и т.д. Все участники экспедицион­ной деятельности при обслуживании международной доставки гру­за приобретают ряд преимуществ, если эта деятельность координи­руется экспедиторами.

Преимущества сотрудничества для экспортеров (импортеров) и грузоотправителей (грузополучателей) состоят в следующем:

• имеется возможность получить экономический эффект от бо­лее низкой ставки по сравнению с той, которую выставляли бы пе­ревозчики;

• с экономико-организационной точки зрения отправителям более выгодно иметь дело с экспедитором, который занимается консолидацией и транзитной доставкой грузов до мест назначения, чем с несколькими перевозчиками, предоставляющими сервис на своих ограниченных маршрутах или с участием только одного вида транспорта;

• экспедитор предоставляет услуги «от двери до двери» и услуги по распределению, которые не всегда берется выполнить перевоз­чик.

Преимущества сотрудничества для перевозчиков:

• эффективнее используются транспортные средства, так как ТЭП предоставляют перевозчику более крупные отправки, удобные режимы, возможность круглосуточной эксплуатации транспортного средства;

• экономятся затраты, время и ресурсы, связанные с созданием оптимальных отправок, так как перевозчик освобождается от прие­ма индивидуальных и мелких партий груза и от затрат средств и рабочей силы для этого;

• отпадает вопрос об оплате фрахта, так как об этом заботится

ТЭП;

• оформление основной сопроводительной документации пере­кладывается на экспедитора.

Преимущества сотрудничества для экспедиторов заключаются в том, что они:

• получают экономический эффект от разницы между относи­тельно высокой тарифной ставкой на отдельные партии грузов, вы­плачиваемой грузоотправителями, и относительно низкой ставкой, которую экспедитор должен заплатить перевозчику;

• взимают комиссионные сборы за деятельность в качестве агента грузоотправителей (грузополучателей), экспедиционных, транспортных компаний других стран;

• получают комиссионные за осуществление операций в сфере обращения по поручению грузоотправителей;

• используют разницу между ставками, предлагаемыми грузоот­правителям, и фактической стоимостью работ по упаковке, марки­ровке и хранению груза.

Координация совместных усилий с четким разграничением функций оказывает положительное влияние на качество доставки и обслуживания клиентуры, способствует упрочению роли экспеди­тора и росту его полномочий, не ограниченных ни международ­ным, ни национальным законодательством. Одновременно наблю­дается расширение спектра услуг, оказываемых экспедиторами.

При этом следует различать понятия функций экспедитора и экспедиторской услуги, которые часто отождествляются. Понятие «функции экспедитора» позволяет раскрыть сущность и характер его деятельности в определенных условиях, определить место в ор­ганизации процесса подготовки и доставки груза клиенту. Основ­ными функциями экспедитора являются:

• целеполагание — когда в результате целенаправленных дейст­вий экспедитора и под его руководством осуществляется доставка товаров клиентам с наименьшими затратами времени, денег, в на­значенное место и без потерь, т.е. достигается высокая эффектив­ность функционирования всей логистической системы;

• координация (согласование) коллективных действий всех уча­стников доставки для достижения поставленных клиентом целей -экономии времени, денег, с доставкой в точно названное место и время и т.д. Координация позволяет сбалансировать деятельность многих предприятий, отраслей или более крупных экономических систем, таких, например, как национальный транспортный рынок или международный транспортный рынок, способствует их плано­мерному, устойчивому развитию;

• распределение. Эта функция выделилась для транспортных и логистических систем в самостоятельный укрупненный технологи­ческий процесс (так называемое физическое распределение), опре­деляющий порядок выполнения операций по подготовке и доставке грузов, перемещению их потоков в пространстве и времени, и воз­никающие по этому поводу отношения между участниками данного процесса.

В теории управления производством функции рассматриваются и как вид определенной деятельности. Именно на этих позициях основано выделение функций экспедитора как вида экспедицион­ных услуг — конкретного вида работы или операций, выполняемых экспедитором.

Под функциями экспедитора подразумевают следующие виды работ:

• сопровождение товара в пути следования, предоставление клиенту связанных с доставкой информационных услуг и услуг по оборудованию транспортных средств или предоставлению специ­альных транспортных средств;

• оформление товаротранспортной документации, необходимой для обеспечения доставки грузов;

• организация выполнения комплекса операций с использова­нием собственной или клиентской производственной базы по сборке, разборке, сортировке, упаковке, погрузке, разгрузке, взве­шиванию и прочим операциям с грузом;

• организация консолидации и разукрупнения партий грузов на собственных терминалах;

• содействие таможенной очистке товаров, фитосанитарному контролю и карантинным операциям;

• оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, пор­че, повреждении товара;

• ведение от лица и за грузовладельцев и перевозчиков расчетов за доставку товара;

• координация и согласование действий участников транспорт­ного процесса для обеспечения доставки груза с максимальной эф­фективностью для клиентов и перевозчиков.

Формализация функций экспедитора происходит в процессе транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов через по­следовательность и набор выполняемых при доставке грузов опера­ций. Таким образом, функции в большей степени отождествляются с возможностями и обязанностями экспедитора, а виды экспедици­онных услуг — с конкретным набором работ или операций, кото­рые могут быть проданы клиенту как отдельный продукт экспеди­ционной деятельности. Функции экспедитора не меняются, в то время как виды услуг подвержены динамичному изменению под влиянием конъюнктуры транспортного рынка, социальных, эконо­мических, политических и других факторов внешней среды.

Две противоборствующие тенденции определяют в настоящее время развитие видов экспедиционных услуг. С одной стороны, интеграция российского транспортного рынка в общемировой тре­бует использования в России сложившейся на Западе практики оказания транспортно-экспедиционных услуг как единого вида ус­луг (комплекса, набора работ или операций). С другой стороны, вследствие принятия международных соглашений и конвенций и пересмотра российского законодательства в области организацион­но-посреднической деятельности существующие виды услуг распа­лись на несколько составляющих.

И на практике, и в теории виды услуг для удобства ведения дел клиентов и расчетов с ними объединены в группы. Однако устояв­шейся классификации транспортно-экспедиционных услуг не су­ществует. Изменившееся положение экспедиторов на рынке в свете формирования логистических систем вносит свои коррективы в классификацию имеющихся видов.

Транспортные услуги составляют основу деятельности экспеди­торов, а все остальные виды услуг, дополняющие транспортные, их набор зависят от вида транспортировки, используемой техники, технологии и других факторов. В экспедиционной деятельности к транспортным услугам относят: перевозку, погрузочно-разгрузочные операции, складские работы. Перевозки осуществля­ются экспедитором, если он имеет собственные транспортные средства или арендует их. Причем экспедитор может иметь суда морские и речные, самолеты, железнодорожные вагоны и локомо­тивы, автомобили и полуприцепы. Погрузочно-разгрузочные опе­рации могут осуществляться на площадках клиентов, в транспорт­ных узлах, на площадках и терминалах грузоперевозчика, там же, где сосредоточивается выполнение и складских работ, и услуг по хранению. Например, услуги по завозу-вывозу груза представляют собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до же­лезнодорожной станции, автотранспортного предприятия, зани­мающегося международными перевозками, порта и на его террито­рии до склада.

При погрузочно-разгрузочных и складских работах обычно вы­полняются:

• погрузка и выгрузка транспортного средства соответственно в пунктах отправления и назначения;

• сортировка грузов;

• комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц;

• формирование и расформирование пакетов;

• погрузка (выгрузка) контейнеров;

• маркировка грузов, упаковка, увязка, обшивка;

• ремонт тары и упаковки.

К услугам по подготовке и дополнительному оборудованию подвижного состава относят:

• очистку транспортного средства и контейнеров от остатка гру­за;

• обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;

• содержание парка контейнеров или оборотного фонда паке­тов;

• предоставление пломбировочных устройств. Экспедиторские услуги сводятся к перечню, где виды услуг

практически не поддаются группировке, отличаясь индивидуально­стью, исключительностью набора операций при обслуживании ка­ждого конкретного заказа. В эту группу обычно включают: подго­товку груза к доставке - упаковку, маркировку, счет, взвешивание, прием и сдачу, сбор и консолидацию крупных партий; организа­цию доставки, охрану и сопровождение грузов в пути; ведение рас­четных операций; организационные операции - выбор вида транс­порта, координация работы участников доставки.

Работа по обеспечению документами организуемой доставки товара является одним из наиболее сложных и трудоемких видов услуг экспедитора. Выполняя этот вид услуг, экспедитор не прини­мает участия в перемещении товара и, следовательно, не несет от­ветственности за его перемещение. Перечень услуг в этой группе, на первый взгляд, не велик, но за каждым из пунктов скрывается необходимость заполнения иногда от одного до нескольких десят­ков документов. Сюда относят:

• заполнение транспортной накладной и перевозочных доку­ментов;

• оформление переадресовки грузов;

• предъявление грузов к перевозке в пунктах отправления;

• выдачу грузов в пунктах назначения.

К экспедиторским относят и услуги по ведению расчетов за и от имени клиентов и агентов (перевозчиков), в том числе:

• оформление и оплата перевозочных платежей, сборов, штра­фов;

• проведение расчетных операций за перевозку, а также за соот­ветствующие операции.

Выделение логистических услуг стало необходимым в условиях развития логистических систем и усиления роли крупных экспеди­торов и ОСПГ как координаторов деятельности всех участников перемещения товарных и транспортных потоков, согласования их интересов, но уже в более широких масштабах. Когда доставка осуществляется путем комбинированных перевозок с перевалкой на разные виды транспорта, это требует тщательной подготовки товара на завершающем этапе его производства при упаковке, маркировке, укладке, этикетировании, формировании партий, разработке гра­фиков поставки, расписаний подачи и движения транспортных средств и четкой организации перечисленных и многих других не­упомянутых процессов. Наличие и развитие логистических функ­ций в экспедиционной деятельности является своеобразным инди­катором образования и развития логистических систем и фактором обеспечения их устойчивости и надежности, так как уровень и ка­чество обслуживания, базирующиеся на самых прогрессивных тех­нологиях, во много раз выше, чем при оказании транспортных или экспедиторских услуг. Виды логистических услуг уже сформирова­лись и отличаются от услуг других групп масштабностью охвата сфер деятельности, большим количеством технологических опера­ций, составляющих услугу, технологичностью, существенностью экономии для клиента.

В мировой практике к логистическим услугам помимо тех, что были перечислены в группе транспортных и экспедиторских, отно­сят специфические виды услуг:

• ББЯ-сервис;

• ЛТ-сервис;

• национальное и международное распределение товаров;

• телекоммуникации и передача данных, сдача в аренду обору­дования для связи, использование управленческих систем для орга­низации административного и физического движения грузов и транспорта;

• мониторинг транспортных средств через спутниковые комму­никационные системы (с использованием спутников на высоте 36 тыс. км и более над экватором);

• весовой и качественный контроль и поддержание междуна­родных и национальных стандартов для продукции и услуг;

• контроль, регистрация и инспекция оборотного транспортного оборудования (контейнеров и поддонов);

• комбитерминальное обслуживание на основе развитой инфра­структуры складской и буксировочной индустрии;

• инвестиционные услуги.

Потребность в коммерческо-правовых услугах возникает у кли­ентов при организации доставки в любом сообщении как по Рос­сии, так и по зарубежной территории, в том числе транзитом. Вы­деление этого вида услуг обусловлено необходимостью знания и соблюдения законодательства, требований государственных и дру­гих органов к перемещаемым грузам в качестве одного из самых ответственных и прибыльных. Конфликтные ситуации и их разре­шение, оформление отношений с таможней, фитосанитарной и ка­рантинной службами, страхование грузов, розыск недостающих или пропавших грузов — услуги коммерческо-правовые. Клиент пред­почитает оплатить все расходы по этим услугам, освобождая себя для другой, более продуктивной деятельности. В данном случае расходы клиента, если он выполняет эти услуги самостоятельно, возрастают в 1,5-2 раза без учета дополнительных затрат времени. Экспедитор предоставляет клиенту данные услуги с обеспечением максимальной исполнительской дисциплины, коммерческой ответ­ственности в минимальные сроки. Это удается за счет использова­ния налаженных контактов со всеми соответствующими организа­циями и даже приобретения некоторых прав (например, для тамо­женного оформления документов приобретаются лицензии тамо­женного декларанта).

К коммерческо-правовым услугам относится таможенное офор-Шление транспортных средств, в частности:

• декларирование грузов в таможенных органах;

• консультирование грузоотправителей (грузополучателей) по вопросам декларирования;

• оформление грузовой таможенной декларации и сопутствую­щих документов;

• выполнение платежей по таможенным сборам и др. Наиболее важными в этой группе являются следующие услуги

по осуществлению страховых операций, выполняемых по поруче­нию грузовладельца:

• подготовка и заключение договоров страхования;

• оплата страховых взносов;

• оформление документов при наступлении страхового случая и получение страхового возмещения.

Информационные услуги развиваются активнее, чем другие ви­ды услуг. Научно-технический прогресс обеспечивает возможность использования самых современных технологий как при транспор­тировке товаров, так и при оформлении и передаче документов. Информационные услуги трудно поддаются стоимостной оценке, но экспедиторам удается определить реальную стоимость информа­ции на основе двух факторов: ее достоверности, своевременности и необходимости, важности для клиента в определенный момент.

К информационным услугам относят:

• информацию для клиента о тарифах на перевозку и стоимости дополнительных услуг;

• информацию для перевозчика о грузе и условиях перевозки;

• уведомление грузополучателей об отправке грузов;

• уведомление о продвижении грузов и подходе к пунктам на­значения;

• уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;

• уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучате­лю.

Для многих клиентов имеют особенное значение консультаци­онные услуги, которые им может предложить экспедитор. Возмож­ность предварительно рассмотреть несколько вариантов доставки и выбрать из них оптимальный, определение условий доставки и рас­смотрение возможных трудностей, исследование рынка и его конъюнктуры, исследование требований потребителей, разработка рекомендаций для участников доставки по технологическим осо­бенностям перемещения грузов, расчеты за доставку и многие дру­гие виды работ относятся к этой группе услуг.

Предлагаемая классификация охватывает лишь основные виды экспедиционных услуг, перечень которых может быть расширен в зависимости от следующих особенностей:

• специфики перевозимых грузов;

• характеристики типа используемого для доставки вида транс­порта и подвижного состава;

• формирования парка судов, автомобилей, поездов, самолетов, обеспечивающих транспортное обслуживание повышенного качест­ва, и расписаний их движения.

Реальные транспортно-экспедиционные предприятия из пред­ставленной классификации используют обычно только избранный список, состав которого соответствует потребности клиентов в этих услугах (т.е. пользуется спросом), учитывает возможности предпри­ятия, его сферу деятельности и специализацию, потенциал и ресур­сы.

Рассмотренная классификация расставляет акценты в деятель­ности ТЭП в рыночных условиях, когда учитываются мировой опыт, интересы потребителя и выполняются такие обязательные требования к услуге, как комплексность, точность и своевремен­ность исполнения, безопасность и экологичность, культура обслу­живания, информативность.

Одним из важных аспектов при подобной модели развития экс­педиционной деятельности является то, что экспедиторы выступа­ют как специалисты — профессионалы в области транспорта, орга­низующие смешанные, интермодальные и мультимодальные пере­возки. Профессионализм проявляется прежде всего в возможности более полно удовлетворить требования клиента и выявить его предпочтения. Повышается качество обслуживания,лклиент приоб­ретает массу выгод.

ТЭП как организаторы смешанной перевозки заинтересованы в предоставлении своим клиентам необходимых услуг, удовлетво­ряющих их требованиям, в условиях максимального благоприятст­вования сделке; они создают имидж добросовестных, добропоря­дочных, надежных партнеров. Кроме того, ТЭП, обладающие опы­том работы и налаженными зарубежными связями, оказывают сво­ей клиентуре помощь в сборе необходимых сведений о рынке и его конъюнктурных изменениях, способствуют тому, чтобы экспортеры брали на вооружение концепцию смешанных перевозок.

Рассмотрим один из примеров, по условиям которого экспеди­тор должен предложить клиенту наиболее выгодный вариант дос­тавки по стоимости. Необходимо доставить из Лондона в Гонконг 50 коробок с деталями общей массой 1000 кг, объемом 3 м3, стои­мостью 10 тыс. ф. ст. Оплата через 60 дней со дня поставки.

По результатам расчетов клиент должен выбрать более эконо­мичный вид доставки, т.е. морским транспортом. Если сроки дос­тавки велики, а клиент согласен на повышение стоимости достав­ки, то экспедитор скорее всего применит комбинированный способ с использованием нескольких видов транспорта.

Итак, экспедиторы обеспечивают связь производства и потреб­ления выполняя ряд логистических и других функций, координи­руя действия многих участников по перемещению товарных и транспортных потоков, выступая как логистические посредники в доставке. Экспедиторы должны обеспечить такое протекание мате­риальных ресурсов через логистическую систему, при котором име­ет место доставка их в нужном количестве, в нужное место, без за­пасов и с максимальной экономией ресурсов и стоимости доставки. Здесь требуется более высокий уровень эффективности и надежно­сти, чем в традиционной системе экспедирования, и имеет место тенденция к уменьшению размеров партий грузов и увеличению частоты поставок, а возможность эффективного отслеживания и регулирования транспортного процесса становится чрезвычайно важной. В результате клиенты и другие участники приобретают значительные выгоды, связанные с:

• сокращением запасов и связанных с ними затрат (прямых и косвенных);

• сокращением количества занятых в производстве и транспор­тировке товаров;

• сокращением площадей, включая отказ от складов;

• увеличением дохода участников доставки и клиента;

• сокращением издержек в связи с обработкой заказа;

• снижением прямых товарных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: