Конспект лекции 1

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

  1. Методологические перспективы изучения социальных институтов
  2. Институционализация социальных связей и отношений: структурная дифференциация и морфогенез
  3. Понятие «социальный институт», функциональный анализ, основные признаки
  4. Типология и развитие социальных институтов

1. Методологические перспективы изучения социальных институтов

С момента возникновения социологии одной из ее центральных тем была и остается проблема оценки генезиса, статуса и функциональной роли различных структур общества, в которых человек выступает не как отдельное существо, а как индивид, взаимосвязанный с другими людьми. На языке современной социологии эта проблематика лежит в русле более общей социальной проблемы - проблема отношений человека и различных структур, которые ок­ружают его в обществе. Как в любых отношениях, здесь существуют две сторо­ны: одна - влияние социальных структур на отдельного человека, а другая - влияние от­дельного человека на структуры общества.

Представители классической позитивисткой социологии главное внимание обращали на сущность надиндивидуальных социальных структур, выступающих как объективная реальность - данность. Они рассматривали отдельного человека как эпифеномен, побочный продукт социума, недостойный особого интереса. Наиболее выпукло этот взгляд представлен Эмилем Дюркгеймом в его концепции социологизма.

Дюркгеймовская перспектива анализа социальных институтов опирается на социальные факты, не сводимые до уровня отдельных людей: социальные структуры и их базовые элементы рассматриваются как независимые величины, а действия людей, трактуются как зависимые переменные.

Объективистский взгляд позволяет описать генезис социальных институтов (процесс институционализации социальных связей и отношений) на основе структурной детерминации. Такой взгляд является достаточно односторонним, поскольку из рассмотрения полностью выпадает индивидуальное измерение – не учитывается мотивация, социальные ожидания, рационализм и психология в поведении человека или, иначе говоря, морфогенетическая детерминация.

С развитием психологических концепций в социологии утверждается представление о том, что социальные структуры и, в том числе и социальные институты, не возникают из ничего, а являются результатом действий людей, кристаллизация которых происходит в сложном процессе морфогенеза.

Основателем субъективистской методологической традиции стал Макс Вебер. Вебер отмечал, что социальные институты должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях».

В результате сложилась веберовская перспектива анализа социальных структур. В соответствии с этим подходом, не столько оп­ределенные социальные структуры формируют поведение и сознание людей, сколько их действия создают те или иные социальные образования.

Отсюда социальные структуры рассматриваются социологами уже не только как объективная данность, а как результат осмысленных действий людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: