Равновесие объемов спроса и предложения

Интерпретация. Эластичность спроса и предложения.

Законы спроса и предложения, их графическая

Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами.

Можно выделить различные виды спроса. Например, чрезмерный спрос (ажиотажный) – это такой спрос, который значительно выше, чем имеются возможности его удовлетворить по определенным группам товаров и услуг. Он подогревается инфляцией, нестабильной экономической обстановкой.

Нерациональный спрос – это такой спрос, который связан с приобретением вредных для здоровья товаров (сигареты, спиртные напитки, наркотики).

Падающий спрос – это сокращающийся спрос на определенные группы товаров и услуги.

Полноценный спрос – это такой спрос, когда торговая организация удовлетворена своим торговым оборотом.

Нерегулярный спрос – это такой спрос, который колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки (городской транспорт, музеи в будние и выходные дни и т. д.).

Рыночный спрос представляет собой сумму спроса общей массы покупателей.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рb …); от доходов покупателей; от вкусов и предпочтений.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:

Q D = f (P, Pa, Pb,…, J, T, w),

где Q D – объем спроса на данный товар в единицу времени;

P, Pa, Pb – цены данного и других товаров;

J – денежный доход;

T – вкусы и предпочтения потребителей;

w – накопленное имущество.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество товара, которое потребители в состоянии купить по доступным для них ценам. Так, если на вертикальной оси будут отмечены цены на товар (Р), а на горизонтальной оси – количество покупаемого товара (Q), то график спроса примет следующий вид (рисунок 6.2).

Рисунок 6.2 – График спроса

Кривую DD называют кривой спроса (от английского demand – спрос).

Если при цене Р1 величина спроса составляет Q 1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q 2 (рисунок 6.3).

Рисунок 6.3 – Зависимость объема спроса от цены товара

Суть закона спроса – снижение цены товара ведет к повышению объема спроса. И наоборот – повышение цены товара ведет к уменьшению объема спроса.

Изменение потребностей, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на взаимозаменяемые товары, моды вызывает изменение рыночного спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например, от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например, от D1 к D3 (рисунок 6.4).

Рисунок 6.4 – График изменения спроса

Так, в зимние месяцы возрастает спрос на теплую одежду, лыжи, коньки. В этом случае произойдет сдвиг кривой в новое положение – от D1 к D2.

Под влиянием изменения цены товара изменяется величина спроса на данный товар, что ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на графике от а к б иот б к а (рисунок 6.4). При снижении цены возрастает величина спроса, при повышении цены снижается величина спроса, но сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным (на рисунок 6.4 он изображен кривой D1).

Предложение – это совокупность товаров (услуг), представленных к продаже на рынок по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей.

Аналогично объему спроса, объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара Р и цен других товаров (Ра, Рб …); от характера применяемой технологии; налогов и дотаций; природно-климатических условий.

В общем виде функция предложения имеет вид:

Q S = f (P, Pa, Pb,…, K, C, Z),

где Q S – объем предложения данного товара в единицу времени;

P, Pa, Pb – цены данного и других товаров;

K – характер применяемой технологии;

C – налоги и дотации;

Z – природно-климатические условия.

Одноименные товары на рынок могут предлагать многие товаропроизводители-продавцы, и каждый из них будет стремиться получить на рынке самую высокую цену. Но чем выше будет цена, тем активнее они будут увеличивать предложение товара.

Графически данная зависимость изображена на рисунок 6.5 (вертикальная ось обозначает движение цены Р, горизонтальная ось служит для обозначения количества товара Q, доставленного на рынок).

Рисунок 6.5 – График предложения

Кривую SS называют кривой предложения (от англ. supply – предложение).

Если при цене Р1 величина предложения составляет Q 1, то при повышении цены до Р2 величина предложения увеличится до Q 2 (рисунок 6.6).

Рисунок 6.6 – Зависимость величины предложения от цены

Выявляется, что с повышением цены возрастает и величина предло-жения; со снижением цены сокращается и величина предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Совершенствование технологии производства, изменение цен на ресурсы и на взаимозаменяемые товары, числа продавцов на рынке, налогов на предпринимателей, предприятия вызывает изменение предложения.

Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, например, от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, например от S1 к S3 (рисунок 6.7).

Рисунок 6.7 – График изменения предложения

Под влиянием изменения цены товара изменяется величина предложения на неизменной кривой предложения данного товара, на графике – от а к б и от б к а (рисунок 6.7).

Эластичность спроса и предложения. Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Например, с ростом цен спрос на тот или иной товар сокращается, но степень такого сокращения будет в разных пределах для каждого конкретного товара. Повышение цены на некоторые из них не обнаруживает существенного изменения в количестве их продаж. Это относится к спросу на товары первой необходимости, услуги, входящие в традиционную структуру потребления (продовольствие, транспортные услуги и т. п.). Спрос в данном случае оказывается негибким, неэластичным. Эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.

Степень эластичности спроса измеряют при помощи коэффициента Еd (elasticity coefficient):

процентное изменение количества спрашиваемого товара
процентное изменение цены товара

или .

Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка (произведение цены на количество товара) возрастает – имеет место эластичный спрос или эластичность больше единицы. Например: если снижение цены товара на 2 % вызывает рост спроса на 4 %, спрос является эластичным. В данном случае коэффициент эластичности равен .

Эластичный спрос можно изобразить графически (рисунок 6.8).

Рисунок 6.8 – График эластичного спроса

Когда процентное снижение цены в точности соответствует процентному росту количества продаж товара, так что общая выручка остается совершенно неизменной – имеет место единичная эластичность спроса, то есть эластичность спроса численно равна единице. Например, когда падение цены на 1 % вызывает рост продаж на 1 %, то Еd = 1. Графически единичную эластичность спроса можно представить следующим образом (рисунок 6.9).

Рисунок 6.9 – График единичной эластичности спроса

Наконец, когда снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка снижается, имеет место неэластичный спрос, или эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля. Например, если снижение цены на 3 % дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1 %, спрос неэластичен,

.

Графически неэластичность спроса представлена на рисунок 6.10.

Рисунок 6.10 – График неэластичного спроса

Движение от А к Б на графиках (рисунки 6.8, 6.9, 6.10) показывает, что при снижении цены доход от реализации либо возрастает, либо остается неизменным, либо снижается в зависимости от того, является ли спрос эластичным, слабо эластичным или он неэластичен.

В крайней ситуации, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной оси, например D1 (рисунок 6.11).

Рисунок 6.11 – График совершенно эластичного

и совершенно неэластичного спроса

И, наоборот, когда говорят о совершенно неэластичном спросе, имеют в виду крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Графически этот случай показывают при помощи линии спроса, параллельной вертикальной оси, например, D2 (рисунок 6.11).

Эластичность предложения – это понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и количеством предлагаемых к реализации товаров.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается следующим образом:

Es = процентное изменение величины предложения
процентное изменение цены товара

или .

На рисунке 6.12 показаны три линии предложения с разной эластичностью.

 
 


Рисунок 6.12 – Графики эластичного, неэластичного

и единичной эластичности предложения

Если Еs < 1, то предложение неэластично, при Еs = 1 – наблюдается единичная эластичность предложения, а Еs > 1 означает эластичное предложение.

На практике расчеты на коэффициенты эластичности производятся для разных периодов времени, для отдельных групп населения (молодежь, люди старших возрастов), для определенных регионов, для городских и сельских жителей и т. п. Это позволяет прогнозировать динамику спроса и предложения при данном изменении уровня розничных цен, стимулировать при необходимости спрос, обеспечить равновесие между спросом и предложением, предвидеть последствия проводимой налоговой политики и т. д.

Равновесие объемов спроса и предложения. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Именно поэтому принято считать, что существуют рынки каждого отдельного товара: рынок автомобилей, рынок компьютеров, рынок жилья и т. д.

На каждом рынке существует множество товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Одни хотят продать свои товары подороже, другие – купить товар подешевле и удовлетворить свои потребности. Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяет рыночную цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадут. Данная ситуация определяет рыночное равновесие и установление равновесной цены.

Если совместить кривые спроса (D) и предложения (S) на одном графике (рисунок 6.13), то точка пересечения кривых (Е) показывает, что здесь спрос равен предложению и ее координатами являются: равновесная цена РЕ и равновесное количество товара Q E.

Рисунок 6.13 – График рыночного равновесия

Анализируя график, можно отметить, что высокие цены на товар вызывают избыток предложения, а низкие цены могут привести к нехватке товара на рынке, так как у товаропроизводителей снижаются стимулы к наращиванию выпуска продукции. Следует отметить, что равновесие никогда не бывает статичным (в течение длительного времени), оно постоянно меняется под влиянием изменения как спроса, так и предложения. Изменяются цены, предпочтения покупателей, совершенствуются технологии, появляются новые товары, что дает импульсы к изменению экономического поведения предпринимателей, товаропроизводителей.

Возможны ситуации, в которых линии спроса и предложения не имеют общих точек. В таком случае рыночная экономика выходит из состояния равновесия, а эффективность ее резко снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: