Основная. На рис. 1 показано формирование спроса, приходящегося на долю лидера, если известна функция предложения фирм-последователей (аутсайдеров)

Литература

Рис. 1. Модель ценового лидера

На рис. 1 показано формирование спроса, приходящегося на долю лидера, если известна функция предложения фирм-последователей (аутсайдеров).

DD = Q- это совокупный спрос на продукцию, который предъявляют потребители на данном рынке.

Q- спрос на продукцию, с которым сталкивается фирма-лидер.

S- предложение продукции со стороны фирм-аутсайдеров.

Q= Q+ S Q= Q- S

Мы видим по рис. 1, что кривая спроса на продукцию фирмы-лидера формируется вычитанием из отраслевого спроса предложения аутсайдеров.

Цена на рынке (P) формируется по функции спроса фирмы-лидера Qпосле нахождения выпуска из условия максимизации прибыли лидера:

MR= МС

Эта цена (P) определяет объем выпуска фирм-аутсайдеров (Q), исходя из их функции предложения, т.е. фирмы-аутсайдеры считают эту цену заданной.

Этот же объем (Q) может быть найден вычитанием выпуска лидера (Q) из всего объемы продукции (Q), реализуемого на данном рынке по цене P.

Тема 10 – Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

План лекции:

1. Характеристика рынка монополистической конкуренции

2. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.

3. Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции

Фирмы, работающие на рынке монополистической конкуренции, производят дифференцированный продукт, поэтому функция спроса отдельной фирмы имеет наклон вниз. Как и на рынке чистой монополии фирмы на рынке монополистической конкуренции обладают рыночной властью. Однако, входные барьеры вполне преодолимы, поэтому рыночная власть проявляется, прежде всего, за счет неценовой стратегии при осуществлении рекламной деятельности.

В краткосрочном периоде, руководствуясь правилом MR = MC, фирма выберет объем Q* (рис. 1).

Р

π > 0

 
 


MC(Q)

P*

АС(Q)

E

Q* MR(Q) P(Q) Q

Рисунок 1. Краткосрочное равновесие фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции

Цена, которую фирма установит на свою продукцию, формируется по функции спроса, с которой сталкивается данная компания (на рис.1. это цена Р*). На рынках монополистической конкуренции возможно существование положительной экономической прибыли в краткосрочном периоде. На рис. 1. экономическая прибыль равна площади затененного прямоугольника.

Но наличие экономической прибыли может привлечь компании из других отраслей/подотраслей. Приход новых фирм в отрасль уменьшит спрос, с которым сталкиваются уже работающие на рынке компании. Подобный процесс может происходить до тех пор, пока в отрасли не установится долгосрочное равновесие: фирмы, работающие на данном рынке, будут получать нулевую экономическую прибыль.

Р Р

МС МС АС

Р* Е С АС

P = MR Е

Р*

P(Q)

MR(Q)

Q* Q Q q* q

а) рынок монополистической б) рынок совершенной

конкуренции конкуренции

Рис. 2. Долгосрочное равновесие фирмы

В этом долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции совпадает с равновесием на рынках совершенной конкуренции, но между этими двумя типами рынка существует и серьезное отличие в условии долгосрочного отраслевого равновесия.

На рынке совершенной конкуренции в точке равновесия фирма использует весь положительный эффект масштаба производства и объему равновесия соответствует точка минимума средних издержек компании (т. Е на рис. 2 б)).

На рынке монополистической конкуренции точка минимума средних издержек (т. С на рис. 2 а)) находится правее точки равновесия (т. Е). Это происходит из-за того, что при долгосрочном равновесии экономическая прибыль должна быть равна нулю (в т. Е AC(Q*) = AR(Q*) = Р*), а линия спроса имеет отрицательный наклон, поэтому функция спроса является касательной к кривой средних издержек, что и обеспечивает условие долгосрочного равновесия.

Разница между объемом Qи объемом Q* (рис.2 а)) – это избыточная производственная мощность, которая иллюстрирует, что тот же продукт можно было бы произвести с меньшими издержками (т.е. затратить на его производство меньше ресурсов) и в бо́льшем объеме, но подобное производство возможно только для стандартизированного продукта. Избыточная производственная мощность – это плата за дифференциацию производимой продукции.

Возникновение положительной экономической прибыли в результате рекламных действий усилит конкуренцию на рынке, побудит другие фирмы к проведению рекламы, что в долгосрочном периоде уменьшит спрос на продукцию данной фирмы и доведет экономическую прибыль до нуля.

Тема 11 – Рынок труда

План лекции:

1. Спрос и предложение на рынке ресурсов.

2. Спрос на экономические ресурсы и предложение ресурсов на рынке совершенной конкуренции.

3. Оптимальное соотношение ресурсов

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения форми­рования цен на ресурсы:

1. Денежные доходы. Самым важным вценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы.

2. Распределение ресурсов. Цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм.

3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов.

4. Вопросы экономической политики. Безнрав­ственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов.

5. Сложности в образовании цен на ресурсы

Спрос на ресурсы является производным спросом, то есть про­изводным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности потребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. Спрос на ресурсы зависит от двух факторов:

- производительности ресурса;

- цены товара, изготовленного с помощью данного ресурса

Правило использования ресурсов: MRP = MRC, где

MRP (предельный продукт в денежной форме) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства;

MRC (предельные издержки на ресурсы) - величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (на ресурсы).

MRP – это график спроса

Тема 12 – Рынок капитала

1 «Капитал», формы и виды капитала.

2. Капитал как фактор производства.

3. Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы и предложение ресурсов.

4. Механизм функционирования рынка капитала – формирование спроса на капитал и предложения капитала, а также их взаимодействие.

5. Состояние рынка капитала в Республике Казахстан.

Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции

Наш анализ спроса на труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продаст свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию. MRP продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине: уменьшается предельный продукт. А MRP продав­ца, действующею в условиях несовершенной кон­куренции, снижается но двум причинам: уменьша­ется предельный продукт и падает цена па продукт, так как возрастает выпуск продукции.

Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска проду­кции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждого последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене.

В итоге кривая MRP - кривая спроса на ресурс производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем производитель и условиях чистой конкуренции.

Рыночный спрос на ресурс можно построить суммируя кривые индивидуаль­ного спроса, или кривые MRP для всех фирм, ис­пользующих данный ресурс.

Изменения в спросе на ресурс приводит к сдвигу кривой спроса. К факторам изменения спроса на ресурс относятся:

- Изменения в спросе на продукт.

- Изменение производительности

- Цены на другие ресурсы

- Ресурсозаменители.

- Взаимодополняемые ресурсы

Например, кривая спроса на труд повыша­ется (сдвигается вправо), когда:

1) увеличивается спрос на (а соответственно и цена) продукт, производимый этим трудом;

2) увеличивается производительность труда (МР);

3) уменьшается цена на ресурсозаменитель при условии, если эффект объема продукции сильнее эффекта замещения;

4) увеличивается цена на ресурсозаменитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объема продукции;

5) снижается цена на взаимодополняемый ресурс.

Эластичность спроса на ресурс определяетсярядом факторов:

1. Коэффициент снижения МР. Если предельный продукт труда снижается медленно по мере его добавления к фиксированному количеству капитала, то MRP, или кривая спроса на труд, будет понижаться медленно и иметь тенденцию к высокой эластичности.

2. Легкость ресурсозамещения. Чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на определенный ресурс.

3. Эластичность спроса на продукт. Чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.

4. Соотношение издержек на труд и общих из­держек. Чем больше общих издержек производства приходится на какой-то ресурс, тем выше эластичность спроса на данный ресурс.

Оптимальное соотношение ресурсов

В фокусе наших рассуждений находятся два вза­имосвязанных вопроса:

1. Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема продукции с наименьшими издержками?

2. Какое сочетание ресурсов будет максимизиро­вать прибыль фирмы?

Правило наименьших издержек

МР труда = МР капитала, (1)

цена труда цена капитала

Правило максимизации прибыли

Тема 13 – Рынок земли

План лекции:

1. «Рынок земельных ресурсов».

2. Рента как экономическая категория.

3. Спрос на землю, факторы, его определяющие; предложение земли.

4. Равновесие на рынке земли.

Экономическая рента – цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Именно это условие предложения ресурсов отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.

Земельная рента – излишек, т.е. земля имелась бы в экономике даже при отсутствии ренты. Но совокупное предложение этих ресурсов не фиксировано. Повышение и понижение цен влияют на объём спроса. Другими словами, кривая предложения неземельных ресурсов плавно поднимается, т.е. цены, уплаченные за такие ресурсы, выполняют побудительную функцию.

В настоящее время противники земельной ренты голосуют за единый налог на землю. Но уровень земельной ренты неодинаков. Это объясняется различием в продуктивности земли. Помимо того, что рента – это излишек, она ещё и издержки, т.к. землю можно использовать альтернативно (в другой отрасли).

Тема 14 - Инновационные рынки

План лекции:

1. Инновации и инвестиции

2. Техническое перевооружение предприятий и его необходимость

Основываясь на объективном характере, общности и универсальности процессов инновационного развития для предприятий в ходе текущего функционирования и долгосрочного роста, раскроем сущность экономической категории инновационного развития хозяйствующих субъектов и исследуем ее основное назначение. Содержание этой экономической категории раскрывается в книге в тесном взаимодействии с такими фундаментальными экономическими понятиями как инновация, инновационная деятельность, инновационный и стратегический менеджмент. Формируемая экономическая категория комплексно дополняет существующие, концентрируя в своем определении методику их эффективной реализации. Основное назначение инновационного развития как категории состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту предприятий на основе разработки и реализаций новых и улучшающих технологий. Для того чтобы категория инновационное развитие могла быть использована в экономической действительности достаточно полно, необходимо сформировать ее методологическое содержание.

Предлагаемая концепция предусматривает интеграцию стратегического и инновационного менеджмента и постановку на методологическую основу технологического развития предприятий на принципах стратегического управления.

Речь идет о качественно ином подходе к внедрению новых и усовершенствованных технологий, направленном на формирование инновационного развития предприятий на корпоративном уровне. Это позволит поддерживать в динамичном соответствии инновационные и другие направления стратегического роста и развития предприятий. Реализация стратегии инноваций в числе корпоративных будет способствовать тому, что технологическое развитие сделается общей стратегической целью всего хозяйствующего субъекта и перестанет быть частной функциональной задачей отдельного производственно-хозяйственного подразделения, входящего в состав предприятия.

Следующей концептуальной особенностью современного управления инновационной деятельностью производственного предприятия может стать учет типа и масштаба внедряемых технологий. Представляется, это также должно найти отражение в методологии инновационного развития на уровне отдельного предприятия.

Процесс разработки базисной инновации, как известно, является более сложным, чем процесс создания улучшающей технологии. Однако в теории инновационного менеджмента исследователи не рассматривают методические подходы в непосредственной связи с природой нововведений и не расставляют акцепты в пользу той или иной технологии. На практике приходит осознание необходимости систематизировать инновационную деятельность в зависимости от характера внедряемой технологии. Речь идет о том, что процесс управления целесообразно строить с учетом масштаба внедряемых инноваций: принципиально новых или только улучшающих.

Другая существенная проблема инновационной пассивности хозяйствующих субъектов, требующая методологического разрешения, - это сложности одновременного финансово-экономического обеспечения текущей производственной и перспективной инновационной деятельности. В этой связи в зарубежной, а в последнее время - и в отечественной литературе используется такое понятие, как «овертрейдинг»: в погоне за перспективными возможностями и повышая текущие инвестиционные вложения, предприятия сокращают свои финансовые резервы ниже разумного предела и оказываются в положении банкротов. С целью прогноза ситуаций, связанных с потерей текущей платежеспособности во имя стратегических устремлений, необходимо установление динамичного соответствия между текущей производственной и перспективной инновационной деятельностью предприятий. Для развития указанных методов экономической теории необходимо разработать соответствующие технологии определения на практике эффективных направлений инновационного развития.

При формировании предлагаемого механизма интеграции стратегического и инновационного менеджмента и с целью повышения на этой основе эффективности вовлечете новых продуктов и улучшающих технологий в хозяйственный оборот целесообразно применить принципы стратегического планирования в процессе инновационного проектирования. В их числе, к примеру, оценка инновационного поведения и инновационной активности. Первый метод (оценка инновационного поведения) предполагает определение внешних стратегических изменений, которые могут произойти у хозяйствующего субъекта в результате освоения технологических инноваций; второй (оценка инновационной активности) - направлен на то. чтобы при проведении анализа внутренней среды и формировании стратегических целей сделать предварительный выбор направления инновационного развития, исходя из прошлого научно-технического опыта, сильных и слабых сторон предприятия.

В зависимости от степени текущего технологического и производственно-хозяйственного развития выбирают либо стратегию лидера, либо стратегию последователя. С учетом намеченных целей далее можно рассчитать затраты на реализацию альтернативных вариантов продуктовых и технологических нововведений. При этом целесообразно представлять рассматриваемые стратегии инновационного развития в форме инновационных проектов и осуществлять отбор наиболее перспективных из них на основе учета особенностей оценки технологических инвестиций.

Завершающим этапом в процессе разработки стратегий инновационного развития может стать оценка инновационного потенциала предприятия, которая проводится с целью определения достаточности финансово-экономических ресурсов для обеспечения не только стратегической инновационной, по, одновременно, и текущей производственной деятельности. Далее наступает фаза реализации планов с последующей их оценкой, контролем и, в случае достижения намеченных стратегических ориентиров, -разработка новых стратегий. На этом этапе стратегического управления предприятию важно проанализировать результаты инновационного процесса в целом, а именно эффективность разработанных и реализованных инновационных проектов, чтобы учесть полученный опыт при формировании последующих стратегий инновационного развития.

Техническое перевооружение предприятия или его подразделения ~ это замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями, без рас­ширения производственной площади.

Расширение производства - это строительство новых дополни­тельных цехов и других подразделений за счет инвестирования в це­лях увеличения объема производства.

К реконструкции относятся мероприятия, связанные как с заме­ной морально устаревших и физически изношенных машин и обо­рудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений.

При техническом перевооружении и реконструкции предприятия обновляется главным образом активная часть основных фондов без существенных затрат на строительство зданий и сооружений. Инвестиции в сфере производства начинаются с проекта.

2. Инновационный проект и его составляющие.

Проект - это замысел какого-то мероприятия (события), описание замысла и план его реализации.

Замысел излагается в проектном задании и содержит конечную задачу и ограничения по:

- срокам разработки и реализации проекта;

- затратам на реализацию проекта по этапам;

- характеристике, качеству и объемам продукта проекта.

Описание замысла содержится в технической документации. План реализации указывает:

- сроки реализации проекта и целом и по этапам;» исполнителей проекта в целом и по разделам;

- затраты на реализацию проекта по этапам, структуру расходов в целом;

- систему контроля исполнения.

Как правило, план состоит из трех разделов:

- план подготовки технической документации;

- план строительно-монтажных работ;

- технической и хозяйственно-экономической подготовки производства.

Нововведения, в том числе освоение производства новых изде­лий, внедрение новых технологий, машин и оборудования, осуще­ствляются на основании отдельных планов.

Тема 15 - «Провалы» рынка и государственное регулирование

План лекции:

1. Особенности общественных и частных благ.

2. Рынок чистых общественных благ.

3. Экономическое содержание внешних эффектов, их виды.

4. Совокупные, предельные внешние издержки. Общее условие достижения эффективности в условиях существования отрицательных внешних эффектов.

5. Эффективный объем выпуска продукции и рыночное равновесие в условиях существования положительных внешних эффектов.

6. Интернализация внешних эффектов.

Классификация и свойства общественных благ

Все блага можно разделить на частные и общественные.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как, например совершенная конкуренция.

Чистые общественные блага

Другой "крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку "кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Смешанные блага

Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть в категорию смешанных благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ - перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости.

Типичный пример перегружаемого блага - автомобильная дорога. Будем считать, что полезность, получаемая водителем транспортного средства, зависит только от скорости его движения. Увеличение числа машин не влияет на полезность водителей автомашин, уже передвигающихся по дороге, но лишь до определенного уровня. Рано или поздно рост интенсивности движения приведет к возникновению внешних эффектов - снижению скорости движения и, следовательно, к убыванию полезности водителей. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти на величину предельных внешних эффектов, в то время как для чистого общественного блага предельные общественные затраты на предоставление данного объема блага каждому дополнительному потребителю после первого будут равны нулю.

Границы предоставления общественных благ

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути, требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие трансакционные затраты, в том числе меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показы­вают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Покажем это на примере. Цсллюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересе­чения предельных социальных выгод и издержек. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использо­вать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффек­тами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог, равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному: MSB = MSC.

Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными внешними эффектами, которая позво­ляет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предель­ным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студен­там, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба опреде­ляются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вечканов Г. С. Микроэкономика - 8-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 288 с. - 753.00 т.

2. Мухамедиев Б. М. Микроэкономика: учебник /Б.М.Мухамедиев. - Алматы: Қазақ университеті, 2008. - 248 с.

3. Кулекеев Ж. А. Микроэкономика: учебное пособие / Ж.А. Кулекеев, Г.К. Султанбекова. - Алматы: Казстатинформ, 2001. - 240 с.

4. Микроэкономика социальной сферы и туризма: учебное пособие /С.Т. Абеуова; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда:КЭУК, 2010. - 171 с.

5. Микроэкономика: учебно-практическое пособие / С. С. Кемельбаева; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. - Караганда: КЭУК, 2006. - 188 с.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов /Р.М.Нуреев. - М.: НОРМА, 2009. - 576 с.

7. Сабден О. Экономика. Избранные труды. Рыночная экономика - Алматы: ИЭ КН МОН РК, 2009. - 656 с.

8. Тарануха Ю.В Микроэкономика: учебник / Тарануха, Ю.В; ред. Сидорович А.В. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 640 с.

9. Микроэкономика: теория и Российская практика.Учебное пособие /ред.: Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. - 6-е изд.,испр.и доп. - М: КНОРУС, 2006. - 624 с.

10. Чеканский А.Н Микроэкономика Промежуточный уровень: учебное пособие / Чеканский,А.Н, Фролова Н.Л. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 382 с.

11. Черемных Ю. Н. Микроэкономика: продвинутый уровень: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 844 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

12. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебное пособие/ Г.М.Гукасьян, Г.А.Маховикова, В.В.Амосова. - 7-е изд.. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 240 с.

13. Нуреев Р. М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики: Основные понятия. Формулы. Задания. Тесты. Задачи. Проблемы. Литература. - М.: Норма, 2006. - 176 с. - 300.00 т.

14. Гальперин В.М. Микроэкономика: сборник задач - Санкт-Петербург: Экономическая школа,Омега-Л, 2007 -.Т.3. - 352 с.

15. Микроэкономическая статистика: учебник / ред. Ильенкова С.Д. - М.: Финансы и статистика, 2004.

16. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: учебное пособие / Белокрылова,О.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 352 с.

17. Макро- и микроэкономика: выигрывает целесообразность // Казахстанская правда. - 2009. - №31-32. - С. 2.

18. Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности /М.Ершов // Вопросы экономики. - 2009. - N12.-С.4-26.

19. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991

20. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х тт., Т.2, М.: «Международные отношения», 1995

21. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.II, М.: Издательская группа «Прогресс», 1993

22. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег

23. Кларк Дж. Распределение богатства, М: Гелиос АРВ, 2000, 368

24. www.zakon.kz – законодательство РК, справочная система ЮРИСТ

25. www.stat.kz – Агентство РК по статистике

26. www.nationalbank.kz – Национальный Банк РК

27. www.enbek.kz – Министерство труда и социальной защиты РК

28. www.minplan.kz – Министерство экономики и бюджетного планирования РК

29. www.minfin.kz – Министерство финансов РК

30. www.mit.kz – Министерство индустрии и торговли

31. www.government.kz – Правительство РК

32. www.akorda.kz – Официальный сайт Президента РК

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с измен. и доп.): принята на респ. реф. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

2 Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы: постановл. Совета Министров Республики Беларусь от 4 нояб. 2006 г., № 1475 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 86.

3 Микроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 272 с.

4 Лемешевский И.М. Микроэкономика: учебное пособие. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.

5 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебное пособие. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. – 362 с.

6 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / И.М. Плотницкий [и др.]. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2004. – 224 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: