Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с
такой категорией, как "внешняя политика". В конечном итоге международные отношения складываются прежде всего из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.
По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу обеспечения, сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.
|
|
Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации. В связи с этим необходимо рассмотреть такие категории, как "национальный интерес" и "национальная безопасность".
Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространенной в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако следует подчеркнуть, что между этими понятиями существуют определенные различия, так же, как и между понятиями "национальный" и "государственный" интерес. При определенных обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не било связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. При заключении Брестского мира в 1918 году общенациональные интересы были оттеснены государственными интересами. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, однако следует отметить, что государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.
|
|
Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны обществами поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными материальными затратами и невосполнимыми человеческими потерями, как это било в случае
введения советских войск в Афганистан в 1979 году.
К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчеркивает ее неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У нее есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политику внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами. Формируется общее информационное пространство благодаря развитию средств массовой коммуникации.
С особенностями внешней политики как особой сферы деятельности государства связаны ее цели и функции.
Главная цель внешней политики любого государства - это обеспечение его безопасности, охранительная функция. Она связана с охраной и защитой прав и интересов данной страны, а также ее граждан за ее пределами. Охранительная функция состоит также в приспособлении внешнеполитической стратегии данного государства к системе международных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирных политических решений возникающих спорных вопросов и проблем. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства в лице его специальных органов и институтов влиять и определять потенциальные источники угрозы и опасности, не допускать нежелательного течения событий. Специальными институтами, предназначенными для этих целей, являются посольство, консульства, представительства, разведка и контрразведка.
Важнейшей задачей внешней политики является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильность. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешевых ресурсов (сырьевых и трудовых), обеспечение более выгодных условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и так далее. Таким образом внешняя политика выполняет также важную экономическую функцию.
Информационно-представительская функция внешней политики находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намерениях других правительств, обеспечивают контакты своего государства с другими странами. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения международных договоров.
|
|
Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условия для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: министерств иностранных дел, посольств, консульств.
Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, вескими, военными, информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.
Дипломатия - официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методом, с позиции международного права. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участим в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять спои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.
|
|
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство
прямого воздействия, так и косвенного. К первым отправятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствую обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации сформируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать.те или иные интересы и намерения.
Следует отметить, что система международных отношений действует в конкретно-исторических условиях. Ее функционирование опосредованно сознательной деятельностью людей, происходит на фоне определенной экономической и политической обстановки в регионах и в мире в целом. Поэтому реалистическая оценка современного мира - необходимое и первостепенное условие разработки и осуществления внешней политики и системы международных отношений.
Что же такое современный мир? Какие ему присуши особенности?
Современный мир стремительно меняется. Многообразие и многоликость - одна из его характерных черт. С другой стороны, он переживает огромный прогресс, связанный с развитием научно-технической революции, радикальными переменами в средствах транспорта, связи и информации. С другой стороны, в нем продолжают существовать огромные массивы отсталости, голода, нищеты, очаги напряженности. Это мир, который становится все более взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому можно сказать, что очень многие проблемы приобретают характер глобальных.
Обострение глобальных проблем - одна из главных особенностей современного мира. К их числу относят:
-предотвращение термоядерной войны,
-предотвращение экологической катастрофы;
-энергосырьевую проблему;
-продовольственную проблему, необходимость ликвидации голода;
-демографическую проблему;
-преодоление экономической и культурной отсталости многих стран;
-распространение смертельных заболеваний. В связи с этим целесообразно выделить критерии - существенные признаки глобальных проблем. К их числу следует отнести:
-исключительную актуальность, ибо от их решения зависит само существование жизни на Земле, условия ее поддержания и развития;
-планетарный характер: проявление глобальных проблем не
ограничивается пределами одного государства, нескольких регионов или государств;
-общечеловеческий характер этих проблем, затрагивающий коренные интересы всех людей, независимо от их социально-классовой, национальной, профессиональной или иной принадлежности.
Краткий курс лекцій по политологии
Для студентов 2-4 курсов всех форм обучения, для всех специальнолстей
Составители: Климов Олександр Владимирович
Крюкова Алла Васильевна
Радонова Людмила Алексеевна
Толстенко Сергій Николаевич
Ответственній за віпуск: А.А.Великих.
Редактор: Н.З.Алябьев.
План 2005, поз.
Подп.к печ.24.03.05.Формат 60х84 1/16.Бум ага тип.№ Печать офсетная.
Усл.-печ.л.8. Тираж 500 єкз. Зак.№
Сектор оперативной полиграфии ВЦ
ХНАГХ,61002,Харьков, ул.Революции, 12.
[1] См.: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217.
[2] См.: Грушин Б. А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987. С. 211—213.
[3] Ле Бон Г. психология народов и масс. СПб., 1896. С.159
[4] Ильин И. А. Учение о правосознании // Родина и мы. Смоленск, 1995. С. 335.
[5] См.: Политология вчера и сегодня. М., 1990. Вып. II. С. 123—125; Краснов Б. П-Политическая жизнь и ее демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. № 4.