Понятие и принципы таможенной политики

Сущность и содержание таможенного дела

Глава 1. Основы таможенного дела

Предисловие

Современное таможенное законодательство формировалось в нестабильных экономических и политических условиях, в период чередования тактических и стратегических задач развития таможенного регулирования. Эти обстоятельства привели к постепенному накоплению недоработок и недостатков в правовой регламентации некоторых аспектов таможенного дела. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказалась на практике применения таможенного законодательства на начальных этапах его становления. Сегодня, пройдя десятилетний путь сложного поиска и становления, таможенное право является наиболее действенным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности нашего государства.

В современном представлении термин «таможенное право» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики государственная таможенная дея­тельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Государство серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

«Таможенное право» занимает место в системе подготовки специалистов по гражданско-правовой специальности. Рассматриваемые в курсе правовые понятия пересекаются с другими юридическими и экономическими дисциплинами. Степень их усвоения существенно влияет на гармонизацию знаний полученных при изучении таких предметов как административное право, международное частное право и т.д.


1.1. Задачи и система курса «Таможенное право»

Таможенное право – комплексная учебная дисциплина, изучаемая в целом ряде вузов. Курс изучает вопросы, относящиеся к таможенному праву как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела.

Цель учебного курса «Таможенное право» - дать выпускникам юридических вузов комплекс юридических знаний, необходимых для профессиональной работы.

Предметом изучения является комплексное правовое регулирование таможенных общественных отношений, обусловленных спецификой таможенного дела.

Основной юридической базой данного учебного курса является ТК РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Нормативные акты конституционного, административного, финансового, гражданского и других отраслей законодательства. Таким образом, содержание учебного курса и его юридическая база полностью отражают многоаспектность правовых институтов таможенного права.

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики государственная таможенная дея­тельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

В нормативных правовых актах понятие таможенного дела - определялось по-разному. В соответствии с Таможенным уставом СССР 1924 г. (ст.2) существо таможенного дела исчерпывалось «борьбой с контрабандой на территории страны». Согласно ТК СССР 1928 г. (ст. 1 и 2), таможенным делом считалось выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли. В ТК СССР 1964 г. (ст. 2) в понятие таможенного дела включались следующие элементы: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой.

В ТК СССР 1991 г. содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее времени перестройки, для которого характерны были расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте ст. 1 указанного Кодекса понятием таможенного дела охватывались:

1) порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов;

2) таможенное обложение, оформление, контроль;

3) другие средства проведения в жизнь таможенной политики...» Характерной особенностью приведенного определения было то, что оно не включало в себя таможенную политику.

Под таможенным делом ТК РФ 1993[1] понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации:

§ порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,

§ взимания таможенных платежей,

§ таможенного оформления,

§ таможенный контроль и другие средства,

§ проведения таможенной политики в жизнь.

Такое определение удачно, так как достаточно полно отражает содержание таможенной деятельности и соответствует структуре ТК РФ.

Необходимо отметить, что ТК 1993 года России, более конкретизирует понятие таможенного дела, определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.[2]

Новый таможенный кодекс, принятый 2003 и вступивший в силу в 2004 году, в отличии от старого раскрывает то концептуальное понятие таможенного регулирования которое содержится в Конституции РФ.

Приведенная система отражает современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления, их изменения и дополнения, что получит адекватное отражение и в содержании таможенной деятельности. Однако каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение, других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы РФ.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешения на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осу­ществляется исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы собственного суверенитета; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами РФ.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности.

Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Согласно ст. 1 п.3 ТК РФ 2004 года общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство России. Государству принадлежат функции по управлению таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы.

Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны и ограждение ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т.д.

Таможенное дело — предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. «ж» ст. 71) относит к ведению РФ таможенное регулирование. В свою очередь, ТК РФ 2004 г. (ст. 1) таможенное дело в целом относит к ведению федеральных органов государственной власти.

Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. Новый ТК всецело отражает положения Конституции РФ и устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической де­ятельности[3]. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств[4]. Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, таможенных пошлин и сборов (п. «ж», «з» ч. 1 ст. 71; п. «н» ч. 1 ст. 72; ст. 73; ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования [5]: согласно ст. 106, п. «в» Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.

Основное направление дальнейшего развития таможенного дела в РФ это гармонизация и унификация таможенного законодательства с общепринятыми международными нормами и практикой. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции ТК РФ 2004 г. устанавливает, что РФ создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. Таможенное дело тесно связано с внешними, международными отношениями. Оно зависит от международных договоров РФи способствует их реализации. ТК РФ 2004 г. устанавливает, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора РФ[6], если в Таможенном кодексе РФ и других законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

Если в ТК РФ1993г. таможенной политике посвящена ст.2, то в ТК РФ 2004г. такая конкретизация отсутствует, но это не означает, что таможенная политика осталась за бортом современной нормы. Её понятия и принципы вобрала в себя глава 1 ТК РФ 2004г. - «Основные положения»

Под таможенной политикой имеется в виду органичная составная часть внутренней и внешней политики Российской Федерации. Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущ­ность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны.

По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государством для регулирования внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта). Основными средствами осуществления таможенной политики являются: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства.

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом РФ. Федеральным Собранием, Правительством РФ в соответствии с Таможенным кодексом РФ и другими нормативными актами в сфере таможенного дела. Таможенные органы РФ участвуют в формировании таможенной политики и реализуют ее.

Основными целями таможенной политики являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности. В соответ­ствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности» основными принципами внеш­неторговой дея­тельности являются:

§ единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;

§ единство системы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельно­сти и контроль за ее осуществлением;

§ единство политики экспортного кон­троля;

§ единство таможенной территории РФ;

§ приоритет экономических мер государст­венного регулирования внешнеторговой деятельности;

§ равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

§ защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

§ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике РФ в целом.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью имеется в виду такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного су­ществования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства.

С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.

Необходимо отметить тот факт, что Президент России В. Путин обратил внимание сенаторов на то, что, по его мнению, применение различного рода тарифных мер к импортным товарам не способствует развитие внутреннего производства.

Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: