ТЕМА 10. СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ И УСЛУГ
Тенденция, выражающаяся в быстро увеличивающихся масштабах потребления услуг, которые по объемам реализации в 2-3 раза превышают рост продажи товаров, обуславливает необходимость их сертификации. Одним из экономических и социологических феноменов, которые наблюдаются в последнее десятилетие в развитых странах мира, является гигантский рост услуг. Например, в США на сферу услуг приходится более 75 % рабочих мест (после вычета занятых в сельском хозяйстве), в Германии в сфере услуг занято 41 % рабочей силы, в Италии — 35 %.
Основные термины в сфере услуг зафиксированных в РД РБ 50.5.011.1—94.
Услуга — результат деятельности, выполняемой одной стороной по удовлетворению определенной потребности (нужд) другой стороны (потребления) по ее просьбе (заказу, заявке).
Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий.
Услуга - любое мероприятие и выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.
|
|
Услугам присущи четыре характеристики, которые необходимо учитывать при разработке сертификатов:
1. Неосязаемость. Услуги неосязаемы. Для укрепления доверия к себе со стороны клиентов поставщик услуг может принять ряд конкретных мер, чтобы как-то повлиять на этот фактор (повысить осязаемость своей услуги, описать ее, связанные с нею выгоды, использовать фирменное название)
2. Неотделимость от источника. Услуга не отделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия или отсутствия его источника.
3. Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах от времени и места оказания, разброс качества.
4. Несохраняемость. Услуги невозможно хранить.
Материальные услуги — услуги, обеспечивающие восстановление, (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий по заказам граждан, а также создание условий для потребления услуг.
Нематериальные услуги — услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п. К таким услугам, в частности, относится образование.
От характера услуги (материальная или нематериальная) зависит выбор схемы сертификации.
Вид услуг — однородные услуги, объединенные по целевому и функциональным признаком. Вид услуги предопределяет выбор органа по сертификации однородных услуг.
Исполнитель услуги — предприятие, организация, учреждение или частный предприниматель, оказывающие услуги населению.
|
|
Производственный процесс услуги совокупность всех действий людей и услуги средств труда у исполнителя услуг, обеспечивающих получение услуги.
Обслуживание - часть производственного процесса, выполняемого исполнителем услуги при непосредственном контакте с ее потребителем.
Условия обслуживания населения - совокупность факторов, воздействующих на заказчика (потребителя) услуг в процессе их получения.
Под сферой обслуживания населения понимается совокупность предприятий и организаций различных видов и форм собственности, а также предпринимательская деятельность граждан, оказывающих услуги населению.
В настоящее время делается акцент на разработку стандартов для сервиса, а не производства. С 1996 г. ИСО придерживается приоритета разработки стандартов по следующим направлениям:
Услуги транспорта; услуги здравоохранения; услуги образования; финансовые услуги; услуги телекоммуникации;
Услуги индустрии гостеприимства (туризм, рестораны, гостиницы).
По ИСО сертифицируемые услуги в настоящее время, подразделяются на:
1) Услуги, связанные с гостеприимством - общественное питание, гостиницы, туризм, развлечения, радио, телевидение, отдых;
2) Средства связи и обмен информацией - аэропорты и авиалинии, автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, телекоммуникации, почта, информация;
3) Здравоохранение - медицинский персонал и врачи, больницы, скорая помощь, медицинские лаборатории, дантисты, окулисты и т.п.;
4) Эксплуатационное обслуживание - электрооборудование, механическое оборудование, транспортные средства, отопительные системы, кондиционирование воздуха, строительство, компьютеры;
5) Коммунальные услуги - чистка, управление ликвидацией отходов, водоснабжение, обслуживание садов, электро-, газо- и энергоснабжение, пожарная служба, полиция, общественные услуги;
6) Торговля - оптовая и розничная торговля фирмы, имеющей запас готовой продукции, распределительные организации (дистрибьюторы), маркетинг, упаковка;
7) Финансы — банковское дело, страхование, пенсии, услуги, связанные с собственностью, бухгалтерский учет;
8) Профессиональные услуги - архитектурные (проектирование зданий), инспекторов, юристов, исполнение законов, обеспечение безопасности, конструкторско-технические, технологические услуги, управление проектом, общее руководство качеством, консультации, образование и подготовка;
9) Управление делами - персонал, компьютеризация, обслуживание офисов;
10) Технические услуги - консультации, фотографии, испытательные лаборатории;
11) Закупочные услуги — заключение контрактов, управление материально-техническим снабжением и распределением;
12) Услуги в научной области — изучение разработки, исследования, помощь в принятии решения.
Вне сферы обязательной сертификации остаются из-за отсутствия ее нормативной базы пока такие потенциально опасные услуги, как медицинские услуги, услуги рынков.
С точки зрения значимости услуг, их качество подразделяется на пять категорий:
1) Услуги, обладающие внутренним качеством (не заметное для потребителя);
2) услуги, обладающие материальным качеством (заметное для потребителя);
3) Услуги, обладающие нематериальным качеством (заметное для потребителя, например, точность услуги, идентичность);
4) Услуги, обладающие психологическим качеством (гостеприимство, вежливость, обходительность, компетентность персонала);
5) Время обслуживания.
В Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации согласно РД 011.1—94 на территории Республики Беларусь, включены следующие группы бытовых услуг:
1. Бытовые услуги:
Ремонт и пошив обуви, швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи по индивидуальным заказам, а также ремонт, пошив и вязка трикотажных изделий по индивидуальным заказам;
|
|
Ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам;
Изготовление и ремонт мебели;
Химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
Ремонт и строительство жилищ (квартир) и других построек;
Услуги бань и душей, парикмахерских, предприятий по прокату, ритуальные, обрядовые и прочие виды услуг непроизводственного характера.
2. Услуги пассажирского, железнодорожного, речного, морского и автомобильного транспорта: услуги воздушного транспорта; льготные перевозки и услуги по перевозке ручной клади, багажа и грузобагажа на всех видах транспорта; услуги транспортного пассажирского сервиса.
3. Услуги связи: услуги телефонной и почтово-телеграфной связи; услуги радиофикации.
4. Жилищно-коммунальные, жилищные и услуги общежитий, гостиниц: коммунальные услуги.
5. Услуги учреждений культуры:
Услуги учреждений кино и кинопроката, услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии;
Услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, парков культуры и отдыха;
Услуги музыкальных художественных и хореографических школ, клубных учреждений, библиотек и прочих.
6. Туристские и экскурсионные услуги, услуги физической культуры и спорта.
7. Медицинские услуги, оказываемые хозрасчетными лечебными учреждениями и подразделениями здравоохранения, и санитарно-курортные и оздоровительные услуги.
8. Услуги правового характера и услуги банков.
9. Другие услуги:
Услуги дошкольных детских учреждений, услуги в системе образования, обучения населения на курсах;
Услуги предприятий розничной торговли, общественного питания, услуги рынков;
Ветеринарные услуги, услуги обществ охоты и рыбной ловли и токсидермических предприятий;
|
|
Услуги, оказываемые лабораториями микрофотокопирования и реставрации документов, услуги по охране квартир.
Услуги торговли имеют свою специфику и особенности. Их классификация для целей сертификации осуществлена в рамках национальной системы сертификации Республики Беларусь.
В соответствии с СТБ 5.3.03-97 услуги торговли в Республике Беларусь подразделяются следующим образом.
1. Услуги производственного характера: реализация товаров; упаковка купленных товаров; раскрой тканей; мелкая переделка швейных товаров; отделка краев ковровых изделий; сборка, установка и настройка на дому купленных изделий; послепродажное обслуживание; сборка стандартных домов; нарезка стекла; остекление; распиловка пиломатериалов; выполнение токарных работ; гибка и резка труб; граверные работы; установка элементов питания; выполнение столярных, фрезерных и шлифовальных работ.
2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные услуги: доставка тяжелых и крупногабаритных покупок, их погрузка; прием заказов и доставка изделий по указанному адресу; доставка продуктов, медикаментов и прочего на дом.
3. Услуги по комплектации покупки; прием (в том числе и по телефону), оформление и исполнение заказов на товары; исполнение заказов по денежным переводам с доставкой по указанному адресу; прием и реализация товаров через посылочную торговлю; прием и исполнение заказов на цветочные букеты, композиции (в том числе с доставкой по указанному адресу).
4. Консультативные услуги.
5. Услуги оптовой торговли, реализация товаров оптом; прием (в том числе и по телефону) заказов и доставка товаров потребителю; предоставление складских помещений;
6. Прочие виды услуг.