Сертификация услуг торговли

Сертификацию услуг торговли в Республике Беларусь проводят аккредитованные органы по сертификации услуг в соответствии с областью их аккредитации, а при их отсутствии - республиканский орган по сертификации, на который законодательными актами Республики Беларусь возлагается проведение работ по обязательной сертификации.

Сертификация услуг осуществляется комиссией, назначенной органом по сертификации услуг при получении заявки на сертификацию. В состав комиссии входят эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре Национальной системы сертификации Республики Беларусь, представители санитарно- эпидемиологических органов, пожарной инспекции, а также в случае при необходимости представители общества потребителей.

При сертификации услуг торговли учитываются следующие особенности данных услуг:

Непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуги;

Воздействие на потребителя услуги условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, эстетических, временных и других характеристик;

Совпадение по времени процессов предоставления и потребления услуги;

Осуществление оценки качества услуги непосредственным потребителем.

Номенклатура услуг торговли, подлежащих обязательной сертификации, определяется законодательными актами Республики Беларусь и республиканским органом по сертификации.

Обязательная сертификация услуг торговли проводится на соответствие требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение вреда имуществу потребителей.

Обязательную сертификацию услуг осуществляют на соответствие нормативным документам, устанавливающим обязательные требования к услугам. Требования к услуге торговли как характеристике, поддающейся наблюдению и оценке потребителем, должны быть определены в спецификации услуги, разработанной ее исполнителем.

Добровольную сертификацию услуг торговли проводят на соответствие любым требованиям, выбранным заявителем.

Характеристики услуг или процесса ее предоставления могут иметь количественное выражение (например, время обслуживания) или качественное (вежливость и т.п.).

Схемы, применяемые при обязательной сертификации услуг торговли, определяются органом по сертификации или республиканским органом по сертификации с учетом специфики деятельности исполнителя услуг и характера решаемых задач.

Основной схемой обязательной сертификации услуг торговли является схема 3, по желанию заявителя может быть использована схема 4. Для предприятий с небольшим объемом услуг предпочтительна схема 2.

Сертификация услуг торговли осуществляется в следующей последовательности:

1. Подача заявки.

Торговое предприятие (независимо от ведомственной принадлежности или формы собственности) направляет заявку установленной формы в соответствующий орган по сертификации. Одновременно с заявкой направляется дополнительная информация. Если сертификация проводится по схемам 3 или 4, то к заявке прилагаются заполненные анкеты-вопросники.

При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации заявитель имеет право подать заявку в любой из них.

2. Рассмотрение материалов.

Орган по сертификации рассматривает заявку и прилагаемые материалы, проводит их экспертизу. И не позднее одной недели после ее получения либо запрашивает дополнительные сведения (об оборудовании, средствах измерения), либо сообщает заявителю решение.

3. Решение по заявке.

В принятом решении указывается схема, по которой будет осуществляться сертификация; нормативно-техническая документация, на соответствие которой будут проведены испытания; орган, проводящий проверку и инспекционный контроль и т.п. Решение содержит все основные условия сертификации услуги.

4. Проведение сертификации.

Схемами 2 и 3 предусмотрена аттестация исполнителя услуги. Схемой 4 предусматривается сертификация системы качества.

5. Оценка (проверка) производственного процесса услуги торговли.

Для оценки производственного процесса услуги торговли орган по сертификации разрабатывает программу, в которой предусматривается проверка основных элементов процесса предоставления услуги (процедуры предоставления услуги; качество материально- технического снабжения; наличие и состояние оборудования, инструментов, тары, средств измерений; погрузочно-разгрузочные работы; складирование, упаковка, непосредственное взаимодействие с потребителем; соблюдение санитарно-технических требований и правил пожарной безопасности).

Проверка основных элементов торгово-технологического процесса, технологической дисциплины проводится на соответствие требованиям основных правил ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь и других нормативных документов Министерства торговли Республики Беларусь.

6. Проверка результата услуги торговли.

Проверка проводится органом по сертификации по соответствующим методикам в соответствии с утвержденными программами. Учитывается: качество проданных товаров; характеристики гигиены и безопасности; выполнение гарантий перед потребителем; время обслуживания; вежливость, доступность персонала для клиентов; уровень мастерства сотрудников; комфорт и эстетика места предоставления услуги; надежность, точность и полнота предоставление услуги.

Проверка результата услуги может включать социологическую оценку качества услуги.

7. Выдача сертификата соответствия.

При положительных результатах проверок и испытаний оформляется органом по сертификации сертификат соответствия на услугу. Затем он регистрируется, после чего выдается заявителю. В сертификате соответствия указываются все документы, служащие основанием для его выдачи. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации. Обычно при проведении сертификации по схеме 2 сертификат выдается на срок не более 1 года, по схемам 3 и 4 - до трех лет.

Исполнитель услуги маркирует документацию (квитанции, ярлыки, рекламные проекты и т.п.), упаковку, вывеску национальным знаком соответствия.

8. Инспекционный контроль.

Инспекционный контроль осуществляется в порядке надзора и проводится в период действия сертификата органом по сертификации. При этом предусматривается проверка стабильности качества предоставляемой услуги; подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

Инспекционный контроль, его порядок, объем и периодичность определяются органом по сертификации, контроль проводится не реже одного раза в год. Внеплановый контроль осуществляется при получении официальных сообщений об отрицательных результатах сертифицированной услуги. Результат инспекционного контроля оформляется актом, который хранится в органе по сертификации, а копия направляется исполнителю услуги.

9. Приостановление или отмена действия сертификата на услугу.

При отрицательных результатах инспекционного контроля орган по сертификации может отменить или приостановить действие сертификата. Если заявитель может устранить обнаруженные недостатки и далее подтвердить соответствие услуги нормативной документации, то принимается решение о приостановлении действия сертификата. Если этого сделать нельзя, действие сертификата отменяется. Отмена действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из Реестра. Продление срока действия сертификата зависит от результатов инспекционного контроля.

Жалобы на деятельность органа по сертификации услуг направляются в Республиканский орган по сертификации, а апелляции - в апелляционный Совет национальной системы сертификации Республики Беларусь. Рассмотрение жалоб и апелляций осуществляется в течение двух недель со времени их получения.

10. Оплата работ по сертификации услуг.

Все работы по сертификации услуг оплачивает заявитель в соответствии с действующими тарифами на договорной основе. Оплата работ по сертификации услуг не обязывает орган по сертификации услуг принимать положительное решение и выдавать сертификат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: