double arrow

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии


Регулирование деятельности естественных монополий

Монополия и экономическая эффективность

Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии

  1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
  2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
  3. Ценовая дискриминация

1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Характерная условия монополий:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей.

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

4. В условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции. Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические.

2. Методы недобросовестной конкуренции.

Существует нескольких типов монополий:

• закрытая монополия.

• открытая монополия.

• естественная монополия.

• монопсония

• двусторонняя монополия.

Следующий этап нашего анализа — изучение поведения на рынке фирмы — чистого монополиста, в частности вопросов, по какой цене и в каком объеме монополист будет реализовывать свой товар. Оптимальный объем производства фирмы-монопоиста будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издерек, с другой.

Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следстием резко падающий характер этого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единиц. У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены, в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX.


Сейчас читают про: