Регулирование деятельности естественных монополий
Монополия и экономическая эффективность
Тема 8. Поведение фирмы в условиях монополии
- Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
- Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.
- Ценовая дискриминация
1. Чистая монополия и её характерные черты. Типы монополий
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Характерная условия монополий:
1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара.
2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей.
3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.
4. В условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
|
|
Среди естественных барьеров можно выделить:
1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции. Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции.
2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной.
3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д.
4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.
К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:
1. Юридические.
2. Методы недобросовестной конкуренции.
Существует нескольких типов монополий:
• закрытая монополия.
• открытая монополия.
• естественная монополия.
• монопсония
• двусторонняя монополия.
Следующий этап нашего анализа — изучение поведения на рынке фирмы — чистого монополиста, в частности вопросов, по какой цене и в каком объеме монополист будет реализовывать свой товар. Оптимальный объем производства фирмы-монопоиста будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издерек, с другой.
|
|
Кривая спроса на его продукцию имеет классический нисходящий вид, причем низкая степень ценовой эластичности спроса на монопольный продукт, порожденная отсутствием товаров-заменителей, будет иметь следстием резко падающий характер этого графика, Нисходящий характер графика спроса означает, что монополист обязан понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную его единиц. У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены, в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX.