Регулирование внешних эффектов

Для компенсации отрицательных внешних эффектов предприятия-загрязнителя государство затрачивает средства. В результате социальные затраты на производство товара Х превышают рыночные (частные) на величину ∆, что выражает прямая социальных затрат S’S’, проходящая выше прямой рыночных (частных) затрат SS. Разность между социальными и частными затратами, измеренная в денежной форме, равна разности цен Р12.

Другой пример – положительное влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей (положительное влияние производственного внешнего эффекта на потребление). Потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар – национальную оборону – и удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Однако производители этой государственной услуги, т.е. военные корпорации, стремясь обеспечить потребность в безопасности, способствуют развитию научно- технического прогресса, результаты которого бесплатно используются всеми членами общества. Это происходит потому, что по цене налогу потребитель покупает только «национальную оборону», а не социальные последствия милитаризации. Следовательно, потребители остаются в долгу перед военно-промышленным комплексом, ибо бесплатно увеличивают за его счет свое благосостояние. Для компенсации этого внешнего эффекта государств может оказать субсидии военным корпорациям, увеличить цены на военную продукцию, увеличить подоходные налоги.

Общественные блага

Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят за него люди или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Общественные товары имеют определенную региональную структуру: национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает граждан данной республики и т.д.

Свойства, характеризующие общественные товары:

1. потребляются коллективно, сообща;

2. не могут быть исключены из употребления. Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят;

3. их предложение обеспечивается государством;

4. государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах;

5. индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей, иными словами, объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению.

Общественные блага и теория общественного выбора.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о госу­дарстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об об­щественных интересах. Теория общественного выбора (public choice theory) — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительст­венные учреждения в своих собственных интересах.

Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии

Прямая демократия (direct democracy) — это такая политическая система, при ко­торой каждый гражданин имеет право лич­но высказать свою точку зрения и голосовать по любому кон­кретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и т.д.), зависит его исход.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: