Для компенсации отрицательных внешних эффектов предприятия-загрязнителя государство затрачивает средства. В результате социальные затраты на производство товара Х превышают рыночные (частные) на величину ∆, что выражает прямая социальных затрат S’S’, проходящая выше прямой рыночных (частных) затрат SS. Разность между социальными и частными затратами, измеренная в денежной форме, равна разности цен Р1-Р2.
Другой пример – положительное влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей (положительное влияние производственного внешнего эффекта на потребление). Потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар – национальную оборону – и удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Однако производители этой государственной услуги, т.е. военные корпорации, стремясь обеспечить потребность в безопасности, способствуют развитию научно- технического прогресса, результаты которого бесплатно используются всеми членами общества. Это происходит потому, что по цене налогу потребитель покупает только «национальную оборону», а не социальные последствия милитаризации. Следовательно, потребители остаются в долгу перед военно-промышленным комплексом, ибо бесплатно увеличивают за его счет свое благосостояние. Для компенсации этого внешнего эффекта государств может оказать субсидии военным корпорациям, увеличить цены на военную продукцию, увеличить подоходные налоги.
|
|
Общественные блага
Чисто общественное благо (pure public good) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят за него люди или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Общественные товары имеют определенную региональную структуру: национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает граждан данной республики и т.д.
Свойства, характеризующие общественные товары:
1. потребляются коллективно, сообща;
2. не могут быть исключены из употребления. Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят;
3. их предложение обеспечивается государством;
4. государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах;
5. индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей, иными словами, объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению.
|
|
Общественные блага и теория общественного выбора.
Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора (public choice theory) — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии
Прямая демократия (direct democracy) — это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.
Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и т.д.), зависит его исход.