Кредитная политика предприятия

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых отношениях с ними. Она является составной частью оборотных средств предприятия.

Дебиторская задолженность – это комплексная статья, которая включает расчеты:

- с покупателями и заказчиками;

- по векселям к получению;

- с дочерними и зависимыми фирмами;

- с участниками (учредителями) по взносам в уставной фонд;

- с прочими дебиторами.

Расчеты с покупателями и заказчиками обычно занимают наибольшую долю в общей сумме дебиторской задолженности предприятия.

Расчеты за реализованную продукцию могут осуществляться тремя методами:

1) предоплата;

2) оплата за наличный расчет;

3) оплата с отсрочкой платежа (в кредит).

При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность, которая, отвлекая из оборота собственные средства, является крайне невыгодной для продавца. Однако именно эта форма оплаты за отгруженную продукцию является основной в системе расчетов с покупателями.

Основными задачами финансового менеджера в управлении дебиторской задолженности являются:

- оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- выработка кредитной политики по отношению к покупателям.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности включает в себя ее ранжирование по срокам возникновения (до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней, до 120 дней, до 360 дней и свыше) с целью выявления сумм сомнительных и безнадежных долгов. 3

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 266) сомнительной считается задолженность, не погашенная в срок, установленный договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантий. Безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек срок исковой давности и которые невозможно получить на основании акта государственного органа или вследствие ликвидации организации.

На сумму сомнительных долгов создается соответствующий резерв средств, безнадежная задолженность списывается на убытки.

Цель кредитной политики предприятия – увеличить объем продаж и не потерять клиентов.

Одним из способов увеличения объемов реализации продукции является предоставление покупателям отсрочки платежа (товарного кредита) на наиболее выгодных для них условиях поставки. Но с другой стороны, острая потребность в денежных средствах и требования нормальной ликвидности вынуждают предприятие ужесточить дисциплину погашения кредита.

Это противоречие обуславливает необходимость выработки кредитной политики предприятия, суть которой заключается в формировании мер и условий, направленных на увеличение объемов реализации продукции при минимальном риске ее неоплаты.

Кредитная политика предприятия включает:

- формирование кредитных условий по отношению к покупателям;

- анализ кредиторской задолженности (сроки и размеры предоставляемого кредита, условия ценовых скидок, система штрафных санкций);

- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (сроки и формы напоминаний о дате платежей, возможности пролонгирования долга, условия возбуждения дела несостоятельности должников).

- обоснование использования на предприятии различных форм рефинансирования дебиторской задолженности (перевод дебиторской задолженности в высоколиквидные активы – денежные средства и краткосрочные ценные бумаги, факторинг, учет векселей, выданных покупателями, форфейтинг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: