Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых отношениях с ними. Она является составной частью оборотных средств предприятия.
Дебиторская задолженность – это комплексная статья, которая включает расчеты:
- с покупателями и заказчиками;
- по векселям к получению;
- с дочерними и зависимыми фирмами;
- с участниками (учредителями) по взносам в уставной фонд;
- с прочими дебиторами.
Расчеты с покупателями и заказчиками обычно занимают наибольшую долю в общей сумме дебиторской задолженности предприятия.
Расчеты за реализованную продукцию могут осуществляться тремя методами:
1) предоплата;
2) оплата за наличный расчет;
3) оплата с отсрочкой платежа (в кредит).
При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность, которая, отвлекая из оборота собственные средства, является крайне невыгодной для продавца. Однако именно эта форма оплаты за отгруженную продукцию является основной в системе расчетов с покупателями.
Основными задачами финансового менеджера в управлении дебиторской задолженности являются:
- оценка реального состояния дебиторской задолженности;
- выработка кредитной политики по отношению к покупателям.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности включает в себя ее ранжирование по срокам возникновения (до 30 дней, до 60 дней, до 90 дней, до 120 дней, до 360 дней и свыше) с целью выявления сумм сомнительных и безнадежных долгов. 3
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (статья 266) сомнительной считается задолженность, не погашенная в срок, установленный договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантий. Безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек срок исковой давности и которые невозможно получить на основании акта государственного органа или вследствие ликвидации организации.
На сумму сомнительных долгов создается соответствующий резерв средств, безнадежная задолженность списывается на убытки.
Цель кредитной политики предприятия – увеличить объем продаж и не потерять клиентов.
Одним из способов увеличения объемов реализации продукции является предоставление покупателям отсрочки платежа (товарного кредита) на наиболее выгодных для них условиях поставки. Но с другой стороны, острая потребность в денежных средствах и требования нормальной ликвидности вынуждают предприятие ужесточить дисциплину погашения кредита.
Это противоречие обуславливает необходимость выработки кредитной политики предприятия, суть которой заключается в формировании мер и условий, направленных на увеличение объемов реализации продукции при минимальном риске ее неоплаты.
Кредитная политика предприятия включает:
- формирование кредитных условий по отношению к покупателям;
- анализ кредиторской задолженности (сроки и размеры предоставляемого кредита, условия ценовых скидок, система штрафных санкций);
- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности (сроки и формы напоминаний о дате платежей, возможности пролонгирования долга, условия возбуждения дела несостоятельности должников).
- обоснование использования на предприятии различных форм рефинансирования дебиторской задолженности (перевод дебиторской задолженности в высоколиквидные активы – денежные средства и краткосрочные ценные бумаги, факторинг, учет векселей, выданных покупателями, форфейтинг).