Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Структура административного правоотношения




Административное правоотношение имеет определенную струк­туру. Ее элементами являются: субъекты (участники); объект (то, по поводу чего возникли отношения); содержание правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют разные мнения. Одни авто­ры в качестве единственного объекта любого правового отноше­ния признают действия, поведение людей^, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предме­том (материальные предметы и вещи), и объект неимуществен­ных отношений (действия, поведение людей)*.

Представляется, что здесь следует учитывать наличие непос­редственного и более отдаленного объекта отношения. Непосред­ственным объектом административных правоотношений являет­ся волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные пред­меты, информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом права является участник общественных отношений которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способно­го вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, пер­сонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (призна­ние правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях)'.

В общей теории права распространено мнение, что всех субъ­ектов права можно поделить на две группы: граждане и органи­зации. Критерий деления представляется вполне обоснованным, а названия обеих групп — неудачными, так как они неточно от­ражают круг участников правоотношений, не учитывают их ог­ромного многообразия.

В науке административного права полезнее было бы говорить об индивидуальных и коллективных субъектах. С понятием «граж­данин» связана определенная совокупность прав и обязанностей. Но индивид может быть и студентом, и военнослужащим, и под­надзорным, т. е. иметь различный круг прав и обязанностей, преду­смотренных административно-правовыми нормами. Эти наслое­ния на правовой статус граждан рассматриваемый термин отразить не может. Поэтому лучше назвать первую группу «индивидуаль­ные субъекты административного права». Понятие «гражданин» отражает их общую административную правосубъектность, а по­нятие «студент» («военнослужащий» и т.д.)— специальную. Что же касается другой группы субъектов, то, кроме организаций, она включает и их структурные подразделения (цех, отделение свя­зи, факультет), и их трудовые коллективы. Поэтому именовать вторую группу «коллективными субъектами» административного права правильнее, такое название более точно отражает состав этой общности и критерий классификации.




А к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотно­шений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо, действующее от ее имени.

Иногда возникают ситуации, когда неисполнение должностным лицом своих обязанностей, злоупотребление правами является дол­жностным правонарушением, за которое виновный, именно как должностное лицо, привлекается к уголовной или администра­тивной ответственности. В этом случае оно становится индивиду­альным субъектом уголовно-правовых или административно-пра­вовых отношений. Но в таких отношениях виновный не выступает как должностное лицо, он лишь несет ответственность за деяния, которые он совершил ранее как должностное лицо.

Пятой важной особенностью административного права являет­ся то, что оно наделяет правосубъектностью большой круг учас­тников общественных отношений. Эта особенность обусловлена разнообразием управленческих связей, а также политикой госу­дарства, направленной на легализацию, предоставление права участия в общественных отношениях разнообразным объедине­ниям индивидов. Система субъектов административного права сложнее системы субъектов любой другой правовой отрасли.

Приведенное нами деление субъектов административного пра­ва — наиболее распространенное в науке, но не единственное. Среди субъектов можно выделить тех, кто осуществляет, защи­щает публичные интересы и тех, кто реализует частные интере­сы. Очень близко к такой группировке примыкает деление субъ­ектов по признаку наличия у них исполнительной власти, государственно-властных полномочий. Тогда первая группа — властные субъекты, отношения между которыми являются, как правило, внутриаппаратными, вторая группа — невластные субъ­екты, между ними не может быть административно-правовых от­ношений. Отношения властных и невластных субъектов являют­ся внеаппаратными и могут быть административно-правовыми.





Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 1273; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9338 - | 7415 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.