Подведомственность дел об административных нарушениях

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное число различных органов, их представителей, которые наделены властными полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое положение объяс­няется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и сущес­твующих в них отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных нарушениях, нужно обладать спе­циальными знаниями, быть компетентным в данной области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий со­здает условия для оперативного и экономного производства, по­скольку чаще всего его ведут органы, должностные лица, пред­ставители общественности, которые систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной дея­тельности имеет большое значение четкое определение того, ка­кой субъект власти какими делами ведает, кто какие дела оформ­ляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированно­го, оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это определенная, регулируе­мая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права. Для лидиру­ющих субъектов подведомственность — это компонент их компе­тенции, который связывает их полномочия с определенными объ­ектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного пра­воотношения подведомственность означает ее правовую зависи­мость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную, линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана на линейной и фун­кциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и соответственно линейной подчиненности работ­ника, студента, военнослужащего, а подведомственность дел об административных нарушениях (как и все административное при­нуждение) является проявлением функциональной власти (под­чиненности).

В научной литературе принято различать общую, т. е. такую, которая определяется общими нормами, и специальную подве­домственность, регулируемую специальными нормами. Послед­нее выступает как исключение из общего правила.

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследо­вать дела, другие — рассматривать их и принимать постановле­ния, третьи — рассматривать жалобы на постановления. Для ад­министративного процесса актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает пос­тановление и т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения пос­тановления, составляет протокол и т. п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного их выявления.

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориаль­ной подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой кон­кретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом. По общему правилу дело расследуется, рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо кото­рого занималось расследованием. А в какой суд может обратить­ся с жалобой гражданин? По общему правилу — по месту жи­тельства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Пра­вила должностной подведомственности определяют, кто в госу­дарственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД право рассматривать дела о нарушении таможенных пра­вил ст. 359 ТК предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: