double arrow

Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях


Решение задач административного производства осуществля­ется посредством доказывания, которое включает в себя выявле­ние, процессуальное оформление и исследование доказательств.

Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. От до­казательств как фактических данных, сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых она вовлекается в сферу производства. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понима­ются и как сама информация, и как источник сведений.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, она содержит данные о нали­чии или отсутствии административного нарушения, о деликвенте и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного раз­решения дела; во-вторых, известно, что юрисдикционные процес­сы формализованы, регламентированы правовыми нормами. По­рядок же сбора доказательств определен законодательством, причем в ряде случаев детально. Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, преду­смотренных законом. В ст. 325 ТК РФ установлено: «Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые сви­детелем, если он не может указать источника своей осведомлен­ности».

В научной литературе принято делить доказательства на перво­начальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представля­ется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений.

Во-первых, это показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства: деликвента, потерпевшего, свидеталей, — т. е. информация, передаваемая людьми, которые не­посредственно участвовали в исследуемом деянии, были его оче­видцами, имеют какие-то сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в человеческом обществе способов информационного взаимодействия, являются заключения экспер­тов, мнения специалистов.

Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, который ведет административное дело. Однако вопросы назначе­ния и проведения экспертизы законом не регламентируются. По­этому на практике решения о производстве экспертизы офор­мляются в виде направлений, ходатайств и т. п. Заключения экспертов, свидетельства специалистов широко используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к числу наркотических средств, размера ущерба, уста­новления стоимости товаров и их качества, характера загрязне­ний природной среды.




Во-вторых, это вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения к делу материальных источни­ков доказательств — досмотр, изъятие, представление заинтересо­ванными лицами. Формами их приобщения к делу, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административ­ном проступке, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т. д.

В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест про­исшествий и т. п. Вещественные доказательства — это предметы материального мира, на которых имеются следы неправомерных действий (например, вмятины на автомашине, испорченный пас­порт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о нарушении (наркотические вещества, мелкоячеистая сеть). Ве­щественные доказательства содержат информацию в чистом, не­преобразованном виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГАИ для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих ве­ществ в выбросах, состояния опьянения водителя.



В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномо­ченных расследовать административные проступки. Например, инспектора ГАИ. В уголовном процессе такой вид доказательств не допускается: если должностное лицо было очевидцем преступ­ления, оно становится свидетелем. В административном юрисдикционном процессе использование подобных доказательств обес­печивает его оперативность, без них работникам ГАИ, таможен, госохотнадзора и т. д. было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно воздействовать на лиц, совершивших неправомерные действия.

Наблюдения полномочного лица, за исключением случаев уп­рощенного производства, фиксируются в специальном протоколе или непосредственно в протоколе об административном наруше­нии.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоя­тельств дела в их совокупности. При этом он должен руководст­воваться законом.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7