ТЕМА 5. Финансовые механизмы экономического роста российской экономики. Эффективная бюджетная политика

5.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ

Эффективная бюджетная политика. Бюджетная политика в условиях выхода из кризиса

Особенности денежно-кредитной политики Банка России. Стабилизационные фонды: фонд будущих поколений и резервный фонд.

Банковская система и экономический рост. Роль иностранных банков. Посткризисные перспективы ипотечного кредитования.

1. Бюджетная политика в условиях выхода из кризиса

2. Особенности денежно-кредитной политики Банка России

3. ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

4. РОЛЬ СТАБИЛИЗАЦИОННЫХ ФОНДОВ

1. Бюджетная политика в условиях выхода из кризиса

Экономическая политика российского государства должна обеспечивать высокие и устойчивые темпы роста, опережающего темпы роста мировой экономики. Причем в стране нужен не просто экономический рост — нужно новое качество роста, то есть создание и освоение современных технологий, позволяющих занять достойное место в мировом разделении труда. Рост может быть обеспечен только сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышения эффективности их использования. Ключевыми здесь являются предпринимательская инициатива и снятие искусственных ограничений для ее раскрытия; создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего привлечению отечественного и иностранного капитала. Для всего этого, в свою очередь, необходимы:

- гарантия прав частной собственности;

- обеспечение рыночной конкуренции и недопущение монополизации рынков;

- формирование адекватных современным задачам институтов рыночной инфраструктуры, и прежде всего надежных финансовых учреждений. Необходимо обеспечить условия для свободного движения по стране товаров, капитала, рабочей силы. Речь идет о формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, об обеспечении высокого уровня экономической свободы. Ключевыми элементами являются обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных и справедливых условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, ответственная бюджетная и денежная политика.

Среди мер по совершенствованию налогового администрирования следует выделить следующие:

- подчинение Министерству по налогам и сборам подразделений государственных внебюджетных фондов, ответственных за сбор соответствующих платежей, а также Службы валютного и экспортного контроля;

- внедрение системы автоматической индексации всех параметров налоговой системы;

- переход на метод начислений при расчете обязательств по налогу на прибыль и НДС (с 2002 г.);

- аннулирование налоговой регистрации предприятий с одновременным наложением ареста на банковские счета в случае неподачи налоговой отчетности в течение определенного срока;

- расширение перечня случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислить налоговое обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен, при одновременном сужении произвола налоговых чиновников при определении уровня применимой рыночной цены;

- запрещение бесспорного взыскания налоговой задолженности, доначисленной налоговыми органами по итогам проверки;

- сужение перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств и запрет региональным и местным органам власти расширения этого перечня;

- исключение из арсенала мер обеспечения исполнения налогового обязательства права приостановления операций по счетам в банке.

Россия пострадала от кризиса меньше своих соседей: снижение реального ВВП составило 7,9% - страна оказалась как бы посередине между странами Восточной Европы и СНГ. Инвестиции сократились на 17%, поступления в бюджет упали на 30%. Профицит бюджета, который в 2008 г. составлял более 4% ВВП, сменился дефицитом в 7,8% ВВП. Бурный рост кредитования, который наблюдался до кризиса, сменился сжатием рынка капитала. Общий отток капитала в 2008 г. составил около 133 млрд долл. США, главным образом из-за увеличения оттока капитала в четвертом квартале, который составил 130 млрд долл. США. Уровень бедности превысил показатель в 17%.

Следует отметить, что российское правительство достаточно масштабно и быстро отреагировало на кризис. Наиболее эффективно была проведена поддержка банковского сектора, по объему равная примерно 3,3% ВВП, что помогло снизить системные риски. Более того, благодаря грамотным действиям ЦБ на валютном рынке России удалось избежать валютного кризиса, который довольно сильно ударил по другим странам мира. При этом улучшилась ситуация и с ликвидностью в банковской системе.

Однако влияние экономической политики на реальный сектор экономики и инвестиционную сферу было менее эффективным. В реальном секторе экономики произошел значительный спад в результате резкого падения как внутреннего, так и глобального спроса. Антикризисные меры, проводимые правительством, смогли лишь его смягчить. Вообще, что касается глобального кризиса, то это своего рода "цунами" - его невозможно предотвратить заградительными барьерами, но можно смягчить его последствия. Правительство России сделало все, что смогло, для того чтобы смягчить удар.

В России, по оценкам, в 2010 г. рост составит около 3,2-3,5%. Поэтому для российской экономики по-прежнему остро стоит вопрос привлечения инвестиций в экономику. Банковской системе необходима консолидация и дополнительная капитализация, так как восстановление кредитной деятельности крайне важно для привлечения инвестиций и восстановления темпов роста экономики. Стоит задача выстроить внутреннюю экономическую политику таким образом, чтобы радикально улучшить инвестиционный климат, сделав его предельно прозрачным и понятным для инвестора, а также пойти на радикальное снятие всех барьеров, препятствующих деловой активности в стране, главным из которых является коррупция. Ведь для бизнеса, как и для граждан, важна реально существующая ситуация, а ее требуется изменить к лучшему. Тогда бизнес сможет рассчитывать не на бюджетные деньги, а на реальные инвестиции. А для этого власти страны должны так изменить ситуацию, чтобы граждане могли не бояться открыть какое-то свое, пусть и маленькое дело и взять небольшой кредит.

Важно не просто изменять законы и нормативные акты, а сделать так, чтобы они реально заработали, чтобы все понимали, что правила игры меняться больше не будут. За последние несколько лет в России было одобрено много законодательных изменений, однако на деле ситуация пока сильно не изменилась. И работать предпринимателю пока так же сложно, как и почти 4-5 лет тому назад. Важно сделать так, чтобы граждане начали инвестировать свои средства в экономику.

Посткризисный мир более ограничен в различного рода ресурсах и характеризуется более жесткой конкуренцией. Россия имеет все преимущества, так как у нее нет того огромного государственного долга, который есть у других государств.

Мировой экономический кризис серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств.

В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009г. существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 г. был сокращен по сравнению с изначально запланированным уровнем на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% - с 9,03 трлн. руб. до 9,69 трлн. руб.[90], а фактически доходы бюджета снизились еще на 2,3%, а расходы выросли дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. руб.

В связи с этим бюджетная политика была направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики являются:

1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. В 2008 г. рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее, в 2009 г. падение мировой экономики составило 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью 2008г. произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превысили 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжился рост безработицы, за год она увеличилась на 2,5 п.п.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительно ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволили финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики.

В рамках достижения этой цели решались следующие задачи:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг. До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

3) Повышение эффективности расходов бюджета. Уровень эффективности многих государственных расходов остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям: а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.

4) Повышение эффективности налоговой системы. В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей. На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения между долгосрочными целями и среднесрочной политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики.

5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. В 2010 г. начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров. С 1 января 2010 г. размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы. Мировой финансовый кризис осенью 2008г. поставил в сложное положение функционирование банковского сектора Российской Федерации. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: