Границы государственного вмешательства в трансформационную экономику

План

Конспект лекции

1. Границы государственного вмешательства в трансформационную экономику

2. Государственная собственность и государственный сектор: масштабы, динамика, перспективы

3.Проекты модернизации и функции государства.

4. Рыночная институционализация российской экономики: от импорта институтов к их выращиванию.

5. Административные барьеры и их деблокрирование

6. Бюджетные заказы как эффективный инструмент антикризисной поддержки бизнеса.

Сегодня общепризнанно, что в мире нет ни одной страны с эффективной, базирующейся на современных достижениях, социально-ориентированной рыночной экономикой без активной регулирующей роли государства. Главная особенность развитых стран состоит в широкой вовлеченности государства в хозяйственную жизнь. Как бы ни называли общество - капитализм, рыночная экономика, по сути дела, разговор идет о системе, в которой переплелись воедино динамизм капитализма, эффективность рыночного хозяйства и социальная ориентация, носителем которой является государство.

Государственное регулирование экономики — это система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

- необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

- защита высших национально-государственных интересов, гарантом которых выступает государство, т.е. решения комплекса проблем, которое может обеспечить только государство;

- необходимость государственного регулирования экономики, в частности, установления минимальных размеров заработной платы, продолжительности рабочего времени, гарантированного отпуска, величины прожиточного минимума, обеспечения взаимодействия между трудом и капиталом, определения направления социальных расходов, установления пособия по безработице, осуществления выплат различных видов пенсий и других пособий;

- обеспечение экономики необходимым количеством денег;

- определение стратегии экономического развития.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования. В государственном регулировании экономики выделяются генеральные и конкретные цели. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

В условиях трансформационной экономики выделяются следующие функции государства:

- разработка и осуществление стратегии социально-экономического развития страны, структурно-технологических и институциональных преобразований, места и роли страны в мировом хозяйстве;

- обеспечение социальной ориентации рыночной экономики;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики;

- участие в ключевых, структурно-технологических программах;

- распределение и перераспределение значительной части ВВП;

- развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов;

- разработка общих законодательных и правовых для субъектов рыночной экономики, прерогатив федеральных, региональных органов и местного самоуправления.

Очевидно, реализация функций государственного регулирования экономики в условиях существования масштабного теневого сектора в сложившейся институциональной структуре кризисной экономики России должна осуществляться государственными чиновниками, обладающими общим профессиональным качеством − умением видеть с учетом профессиональной специализации политико-экономические, структурно-системные аспекты институционализации национальной экономики и способностью учитывать в своей деятельности наличие таких аспектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: