Основные виды аргументов
Лекция № 3. Особенности устной публичной речи
1. Основные виды аргументов.
2. Оратор и его аудитория.
3. Восприятие оратора аудиторией:
а) личность оратора;
б) зрительно воспринимаемые элементы речи;
в) манера выступления.
В основе действенной речи лежат ясные аргументы и не просто аргументы, а такие, выбор которых определен ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально, тогда они убедительны. Задача оратора состоит в том, чтобы не только предложить слушателям систему аргументов в защиту идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность и ясность. Аргументы, приводимые автором, разделяются на аргументы «за» и «против». Аргументы «за» должны убедить аудиторию в следующем:
1) Что они правдивы, опираются на авторитетные источники;
2) Они доступны, просты и понятны;
3) Они максимально близки к установившимся в аудитории мнениям о справедливости;
4) Они отражают объективную реальность соответственно здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые вами позиции, точки зрения не обладают теми признаками, которые необходимы для аргументов «за». Для достижения цели – необходимы сильные аргументы. Сила аргумента – это относительное понятие, так как зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и от других факторов. Однако можно выделить ряд аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К ним относятся:
· научные аксиомы;
· положения законов и официальных документов;
· законы природы;
· выводы, подтвержденные экспериментально;
· заключения экспериментов;
· ссылки на признанные авторитеты;
· цитаты из авторитетных источников;
· показания очевидцев;
· статистические данные.
Оптимальное число аргументов при доказательстве – три. Один аргумент – это просто факт. На два аргумента можно возразить, на три это сделать сложнее. Третий аргумент – это третий удар. С четвертого аргумента аргументация воспринимается аудиторией как система, как слишком много аргументов.
Проблема первого впечатления чрезвычайно важна, особенно для человека, претендующего на высокие посты. Первое впечатление очень сильное, хорошо запоминающееся. В дальнейшем его надо корректировать. С другой стороны оно достаточно ошибочно, далеко от истины. Первое впечатление зависит от жизненного и профессионального опыта слушателей, от их настроения, то есть оно очень субъективно. Оно очень устойчивое, долго и надежно хранится в памяти.
Оратор оценивается как объективно, так и субъективно.
К объективным или «ролевым» характеристикам относятся: «кто этот человек».
К субъективным – его индивидуальные характеристики: внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества. Индивидуальные характеристики важнее для аудитории в три раза, чем ролевые. Основой первого впечатления является зрительный образ.