Оратор и его аудитория

Основы ораторского искусства

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

1. Эрудицией и мировоззрением.

2. Культурой мышления.

3. Языковой культурой.

4. Владением техникой речи.

5. Психологической культурой.

6. Коммуникативной культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

- Содержании речи;

- Точности формулировок и ясности построения выступления;

- Понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

- Четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

- Исполнительском мастерстве;

- Соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

- Умении оратора общаться с аудиторией.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.п.

К академическому красноречию – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение.

К судебному красноречию – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.

К социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.

К богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

Важнейшее условие эффективности ораторской речи, высшее проявление мастерства публичного выступления – контакт со слушателями. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция аудитории на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, согласные кивки, улыбки, смех, аплодисменты и пр.) При этом контакт – величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора.

На установление контакта со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

При этом следует учитывать еще целый ряд требований, несоблюдение которых может снизить эффективность ораторского воздействия, свести на нет даже интересное содержание. Большое значение имеет личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем.

Кроме того, следует учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить: однородна или неоднородна аудитория (по возрасту, полу, национальности, уровню образования, профессиональным интересам, настроению и т.п.), количественный состав слушателей (в зависимости от этого могут быть использованы разные приемы), некоторые особенности психологии слушателей (важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе).

Большое значение имеет внешний вид выступающего: одежда (естественно, она должна быть опрятной и аккуратной, в костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего), поведение (важна поза оратора, следует также учитывать, что лишние движения отвлекают внимание слушателей).

Важно также, куда смотрит оратор. Не стоит при выступлении рассматривать посторонние предметы, смотреть на аудиторию, как в пустое пространство. Но не нужно и стараться все время смотреть на всех и каждого. Впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями можно создать, если во время речи, мысленно разделив аудиторию на секторы, медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую.

Один из вечных вопросов ораторского искусства – вопрос: «Читать или говорить

Психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%. Вопрос о форме преподнесения материала в истории ораторского искусства решался неоднозначно. Читать текст принято в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать, если оратор плохо себя чувствует, если материал весьма объемный и новый для выступающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: