Особенности устной публичной речи

а) Роль публичной речи в современном мире

В последнее время все более и более проявляется тенденция к возрастанию публичной речи в современном обществе.

Во-первых, велика роль личного фактора, обаяния, привлекательности, убедительности человека в общении. Ораторское искусство – важнейший компонент личного обаяния человека, особенно если он занимает важный пост в обществе.

Во-вторых, в современном обществе формируется особый социально-психологический стереотип, доверие к слову.

В-третьих, устное выступление гораздо эффективнее письменного. Это наиболее древний вид речи. Устная речь имеет богатый арсенал коммуникативных средств: мимика, жесты, поза, интонация. Устной речью владеет весь народ, даже маленькие дети и неприметные люди. Устная речь предполагает наличие обратной связи с аудиторией. Устное выступление оперативнее письменного. Оно характеризуется простотой реализации.

Риторика – это наука о мастерстве публичных выступлений. Она отвечает на следующие основные вопросы: «Как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию?», «Как достичь успеха, выступая публично?».

б) Виды публичных выступлений

Существует много классификаций публичных выступлений, и они строятся по разным параметрам, например, по цели, которую ставит выступающий.

1) Первый вид – протокольно-ритуальный. Это может быть приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека.

2) Второй вид – развлекательный. Часто встречается на торжественных мероприятиях (тосты и речи).

3) Третий вид – информационный. Цель – сообщить некоторую информацию (конференция, научная лекция, сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии).

4) Четвертый вид – убеждающий. Цель – убедить, показать правильность занимаемой оратором позиции. Надо укрепить или изменить мнение аудитории. Встречается в научных или политических дискуссиях.

5) Пятый вид – побуждающий. Цель – побудить к действию. Встречается на митингах, во время предвыборных компаний и т. п.

Выступления часто имеют комплексный характер. Убеждающая и побуждающая речь имеют агитационный характер.

в) Общие требования к публичному выступлению

Они являются универсальными.

1) Понятность главной мысли, доступность изложения.

2) Решительное начало и решительный конец.

3) Краткость. Необходимо соблюдать отведенный регламент и сэкономить время.

4) Разговорность. Повышает доверие к оратору, внимание к содержанию его речи.

5) Сдержанная эмоциональность.

6) Выраженная потребность донести мысль до людей.

7) Установление контакта с аудиторией, что означает корректировку речи по ее ходу.

Кроме того, устная речь предполагает управление поведением аудитории и управление собственным поведением.

г) Подготовка оратора к выступлению.

Существует 4 основных способа подготовки.

1) Экспромт. (т.е. без подготовки)

2) План-конспект. Заранее готовиться подробный план, где каждый его пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

3) Текст готовится и зачитывается полностью.

4) Воспроизведение наизусть.

Поль Сопер в книге «Основы искусства речи» писал, что необходимы. резервные знания» - это означает, что материала должно быть на 1/3 больше, чем требуется.

Нужно обдумывать будущее выступление заранее и нужно мысленно разбить его на смысловые комплекты. Не надо готовиться к публичному выступлению за один раз.

д) Общие принципы построения публичного выступления

1) Принцип краткости (аудитория не любит длинных выступлений).

2) Принцип последовательности (логичность и четкость).

3) Принцип целенаправленности (проблема → тема → тезис → цель выступления).

4) Принцип усиления (речевое воздействие должно накапливаться от его начала к его концу, что достигается расположением материала по значимости, усиление эмоционального накала).

5) Принцип результативности (обязателен вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению).

Структура публичного выступления.

Она должна быть приведена в форму, удобную для изложения и восприятия. Рекомендуется обычная традиционная трёхчастная модель: 1) вступление; 2) основная часть; 3) заключение. Аудитория ждет такой структуры, она привыкла к такой композиции.

Вступление может содержать зачин и завязку. Цель первого – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание. Цель второй – объяснить основной тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность вопроса.

Основная часть. Изложение основных пунктов. Аргументация основного тезиса выступления.

Заключение должно содержать обобщение, сформулированный словами обобщающий вывод. Призыв. Цель – мобилизовать слушателей на ответную реакцию, что может выделяться определенными словами, позами, тоном.

Подача наиболее важной информации: запоминается информация в начале и в конце вытупления, так называемая «рамочная конструкция». Начало выступления – необходимый элемент. Хорошо подготовленная аудитория – минимум завязки и наоборот. Донесение главной мысли – основное в выступлении. Надо помнить, что эффективное завершение – половина дела, «конец – делу венец».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: