Зрительное восприятие

Зрительное восприятие есть сложный психофизиологический процесс человеческой деятельности. Было бы неверно его описывать, как физический процесс регистрации, подобно фото или киносъемке, где посредством объектива происходит запись образа на светочувствительный носитель. Наши глаза это оптические окончания высокоразвитой нервной системы, а зрительный образ есть результат деятельности нашего мозга, который совершает аналитическую работы по оценке поступающей информации. Для оценки требуется некий зрительный опыт, и способности нашего восприятия не являются безусловными, данными нам от рождения, а скорее приобретенными. Одно из приобретенных свойств - это оценка удаленности объекта от наблюдателя. С детства ребенок развивает в себе это свойство, пытаясь дотянуться до предметов, соразмеряя свои усилия с расстоянием до этих предметов. Можно сказать, что сравнительная оценка удаленности объектов от наблюдателя является основным фактором в зрительном восприятии пространства.

Видеть мир объемным – значит различать расположение как самих предметов в пространстве, так и составных частей самого предмета относительно друг друга. Восприятие пространства и восприятие объемности предметов, насыщаемых данное пространство, аналогичны по своей природе. Рельефность, глубина и объемность есть пространственная удаленность частей целого и дробного.

Оценка третьего измерения окружающей нас реальности происходит по ряду признаков, которые делятся на две группы, именуемые как монокулярные и бинокулярные признаки или факторы пространственного восприятия. Восприятие складывается из психологических представлений и физических ощущений.

По монокулярным признакам мы имеем психологическое представление о глубине или объеме наблюдаемого объекта или его изображения, а бинокулярные признаки дают нам непосредственное физическое ощущение в восприятии трехмерности реального объекта.

Монокулярные признаки являются основой для представления о третьем измерении на двумерной картинной плоскости. Они широко известны в живописи и традиционном кинематографе. Это линейная, воздушная и тональная перспективы, окклюзия - взаимное перекрытие предметов, градиент яркости, изломы теней, временной параллакс (сдвиг изображения одного объекта относительно другого в движении).

           
 
   
     
 
 


Геометрическая трансформация Градиент текстуры Окклюзия- взаимное перекрытие

Мы активно используем эти факторы и при наблюдении реальных объектов, и зачастую, как это будет показано ниже, они могут превалировать над бинокулярными признаками при восприятии глубины пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: