Виды знаний
Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей
2. Структура внутреннего мира: познание (интеллект), эмоции, чувства, мировоззрение, направленность личности
3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
a. Структура: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
b. Пути формирования: стихийный, осознанный.
c. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
d. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
e. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление
5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). | Рациональное познание – познание посредством мышления. | Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. |
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти | Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. | Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. |
Особенности чувственного познания · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. | Особенности рационального познания · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. | Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний. |
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. | Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании |
2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
· знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
· знание как познавательно-значимая информация;
· знание как отношение человека к действительности.
6. Виды знаний:
· Житейское – строится на здравом смысле
· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
· Художественное – строится на образе
· Научное – строится на понятиях
· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
7. Формы знаний:
· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
· Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности