Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина

Взгляд на познавательный процесс сквозь призму взаимосвязи субъекта и объекта познания позволяет выявить его творческий, ак­тивный характер. Человек не ждет и не может ждать, когда внешний мир целиком и полностью отразится в его сознании. Тем более, что человек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, их сущность. Поэтому человек сам, опираясь на опыт поколений, на знания законов субъек­тивной диалектики, создает познавательные структуры и в ходе последующей практической деятельности проверяет степень соответствия результатов своего творчества и объективной реальности. Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть ничто иное как вскрыва­емые познающим субъектам связи и отношения объективного мира, законы его существования.

Создание (генерирование) познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свобод­ного выбора решения, оценку результатов и самовыражения. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализа­ция познавательных практических целей субъекта. В познавательном процессе взаимосвязаны отражение и творчество. Творчество прони­зывает весь познавательный процесс. Нельзя назвать ни одной формы познания, которая была бы «чистым отражением», копированием объекта. Наиболее ярко творческая активность субъекта выражается на ступени рационального мышления, на уровне теоретического познания. Вместе с тем, чувственная ступень далеко не лишена творчес­кой стороны. Правомерно считать, что отражение включает в себя твор­чество как внутренний момент, как свою противоположность, как диалектическое отрицание. Почему так происходит? Отражение стремится к точности, творчество же желает видеть в объекте познания больше, чем есть на самом деле. Творчество уводит отражение в сторону или в глубину объекта, отражение же возвращает творчество к реальности. Творчество — это всегда создание нового, несмотря на то, что это новое может играть как положительную, так и отрицательную общественную роль.

В творческом познании нужно различать его общественную и индивидуальную значимость. Решая творческие проблемы, индивид сознает их значимость, но в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли долгое время не обретали общественной значимости. Творчество вообще и научное творчество, в частности, показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции и случайностей.

Процесс познания на уровне индивида, с одной стороны, обусловлен накопленным научным опытом, умением творчески перерабатывать накопленный научный материал, а с другой стороны, интуитивен, — в нем сливаются воедино необходимость и случайность Случайность является преобладающей для запуска механизма интуиции, а вероятностный результат дополняется последующим анализом, основанным на жизненном и научном опыте. Нисколько не умаляя роли случайности и интуиции в научном творчестве, ученые ориенти­руются, прежде всего, на рациональные способы исследования, по­скольку рациональное познание, действуя автономно от той же самой интуиции, способно не только давать крупные научные результаты, но и подводить процесс познания к интуитивным скачкам.

Интуиция — это совокупность приемов автоматизированного мыш­ления, позволяющая ускорить процесс постижения верного знания, дающая возможность прямого усмотрения истины без какого-либо доказательного обоснования. Оценивая роль интуиции в познании, философский материализм утверждает, что это не сверхразумная и не сверхъестественная способность той или иной личности, а особая фор­ма скачка от незнания к знанию, своеобразный перерыв постепенно­сти в движении мысли человека. Интуиция не противостоит чувствам и разуму, не является особой, третьей формой отражения, а составляет внутренние моменты как чувственного, так и рационального позна­ния, включающие мгновенное узнавание знакомых объектов, догад­ки, проницательность, быстрое нахождение нужного решения.

Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Глав­ные из них: накопленный опыт деятельности в той или иной области; наличие проблемной ситуации, стимулирующей творческое вообра­жение; развитая способность к творческому мышлению и своего рода одаренность, талант в решении определенного рода задач.

Знания, получаемые человеком, изначально носят общественный характер. В силу этого они предназначены для передачи от одного че­ловека к другому, отныне живущих людей последующим. Поколения людей, приходящие на смену предыдущих, сталкиваются с проблемой понимания и объяснения как с проблемой гносеологической, поскольку нужно уяснить для себя, что и почему писали древние, а также как донести до других то, что выяснил сам. Эта же проблема, но уже несколько на ином уровне появилась в ходе создания компьютерной техники и особенно в стремлении создать искусственный разум. Раскрытие алгоритма объяснения и понимания в сфере «человек – человек», позволит лучше и качественнее решить вопрос общения в системе «человек - компьютер». Таким образом, проблема объяснения и понимания предстает как система отношений «информатор — адресат», посредством которой осуществляется передача знаний информации от одного к другому. Информатор передает знания, адресат их полу­ючают. В качестве информатора может выступать как непосредственно человек (преподаватель, инструктор и т.д.), так и информация за­печатленная в учебной, научной и иной литературе, в технических устройствах.

Цель объяснения состоит в том, чтобы информация об образе, пред­мете или явлении, передаваемая информатором, создала в сознании адресата аналогичную картину, образ и т.д. По своему содержанию объяснение представляет процесс, в ходе которого неизвестная для адресата информация соотносится с известным ему знанием и таким образом истолковывается.

Понимание, как познавательный акт, принципиально отличается от объяснения. Отличие понимания от объяснения заключается в пси­хологии восприятия. Понимание фиксирует индивидуальные черты, детали, поступки и ситуации на личностном, неформальном уровне. Если индивид А понимает другого индивида - В, то это означает, что в их сознании есть область знаний, которая позволяет установить неко­торые общие соответствия смыслов и значений совершаемых ими дей­ствий, речевых актов, языковых выражений, а также оценку поступ­ков и действий других людей.

Характеризуя понимание как двухстороннюю связь, следует иметь ввиду два момента: 1) результаты познавательной деятельности, рас­сматриваемой как понимание, должны выражаться в общем для обеих сторон языке, с одинаковым выражением смысла и значения передаваемой информации; 2) каждый акт деятельности, подтверждающий, что одна сторона понимает другую, и наоборот, должен подкрепляться соответствием языковых носителей понимания.

В этой характеристике понимания, как двухстороннего процесса есть один уязвимый момент, который обязательно необходимо учитывать в познании. Данный подход характеризует живой диалог двух собеседников, когда системой взаимных вопросов можно скорректировать свои подходы по проблеме и найти взаимоприемлемый подход к объяснению изучаемого объекта, уйти от непонимания. Другое дело, когда твоим оппонентом является человек, живший сотни, а то и тысячи лет тому назад. Понять его, это значит уяснить историческую обстановку, в которой жил и творил тот или иной мыслитель, содержание и смысл терминов, понятий, использовавшихся в то историчес­кое время, вникнуть в лабораторию мысли своего собеседника.

Исходя из сказанного, можно определить понимание как познава­тельный акт, позволяющий (самостоятельно или с чьей-либо помо­щью) уяснить смысл и содержание, связи и отношения изучаемо­го объекта.

В этом же плане следует уяснить соотношение понятий «знание» и «понимание». Понятие «знание» в содержательном ключе означает осведомленность о событиях, явлениях, вещах, свойствах, процессе и т.д. Содержание понятия «понимание» несколько шире и сложнее. Понимание предполагает более глубокое, утонченное знание. На прак­тике можно знать нечто и не понимать его действительного смысла, при этом успешно действовать, получать требуемые результаты. Так древние египтяне и греки умели предсказывать солнечные затмения но не понимали природы данного явления.

Понимание выступает характеристикой целостности знания, его глубокой осмысленности. Теоретическое освоение мира включает не только получение знаний о нем, но и понимание отображаемого в зна­нии объективного мира и самого знания, Знание и понимание - это близкие по содержанию, но отличающиеся друг от друга моменты че­ловеческого взаимодействия с окружающим миром, В процессе позна­ния человек накапливает определенную информацию о тех предметах и явлениях мира, которые включены в общественную практику, но процесс пополнения и развития знания предполагает его периодичес­кое переосмысление, пересистематизацию, что служит углублению понимания мира. Понимание — это постижение системности мира, вскрытие законов функционирования систем и подсистем объектив­ной реальности.

Проблема верности, правильности получаемых знаний рассматри­вается в учении об истине. Проблема истины является ведущей в тео­рии познания. Существуют различные взгляды на проблему истины, а соответственно, и различное понимание ее сущности. Одни считают, что истина представляет собой соответствие знаний действительнос­ти, другие делают акцент на ее опытную подтверждаемость, третьи утверждают, что она есть свойство самосогласованности знаний, четвер­тые усматривают в ней полезность знания и его эффективность, а пятые просто говорят, что истина есть ничто иное, как соглашение.

Первая точка зрения, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, является центральной в классической кон­цепции истины, поскольку все остальные точки зрения, так или ина­че, строятся вокруг нее.

Такая трактовка истины предполагает, что «действительность» есть, во-первых, объективная реальность, существующая вне нашего сознания и что в понятие «действительность», во-вторых, входит и субъективная реальность, в сфере которой и существует истина. Отсюда, далее, следует, что содержание истины всегда конкретно и что оно вос­производимо в строго определенных условиях или обстоятельствах. А это, в свою очередь, означает, что истина не только статичное, но и динамичное образование, изменяющееся с развитием познания. Ина­че говоря, истина есть процесс - процесс приращения и уточ­нения знаний в предметно-чувственной деятельности человека, т.е. в практике.

Перечисленные моменты позволяют разграничить диалектико-материалистическое понимание истины от идеалистического, агности­ческого и упрощенно материалистического подходов.

Характерными чертами истины являются ее объективность и кон­кретность. Истина объективна по своему содержанию, но как любое философское понятие субъективна по форме. Субъективность формы выражения истины можно заметить на примере измерения отрезка пути, массы, объема и т.д., применяя соответствующие величины, ко­торые были приняты, да и существуют ныне в разных странах.

Истина объективна. Одно из определений объективной истины гла­сит: «истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания». Истина объективна потому, что ее содержание определяется объектом познания, которому она должна соответст­вовать. Знание этиологии и патогенеза туберкулеза содержательно определяется объектом познания, а не субъектом. Все это дос­таточно очевидно, но неполно, ибо истина есть все-таки знание, а знание является результатом субъективной деятельности, принадлежит субъекту. Наши представления о внешнем мире во многом зависят от наших ощущений, но ведь если бы наши органы чувств были устроены иначе, то мир мы воспринимали бы совсем по-другому, следовательно, картина мира субъективна, зависит от устройства органов чувств.

Значит, истина одновременно и объективна, и субъективна, обладает двумя противоположными характеристиками, которые слиты, спаяны воедино в любом знании. Только субъективной истины нет, как нет знаний, которые были бы верны для одного человека или группы людей, но ошибочны для всех остальных. Однако истина субъективна, что означает неразрывную связь знаний с субъектом-человеком и человечеством. В природе, в объективном мире есть предметы, процессы, отношения, но знания о них существуют только в сознании людей.

Объективная истина внеклассова и надысторична. Объективная истина это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Признавать существование клас­совой истины, значит признать существование истины субъективной Полезность тех или иных истинных знаний для деятельности того или иного класса ничего не говорит об их классовости или субъективности.

Из понимания истины как объективной, независящей от индиви­дов и классов, вытекает конкретность истины. Конкретность исти­ны - это отражение в знании определенных связей и взаимодействий, присущих изучаемым явлениям в зависимости от условий, места и вре­мени их существования.

Абстрактной истины, истины пригодной на все случаи жизни, нет. Истина всегда конкретна. Выделяют абсолютную и относительную истины. Это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются лишь по сте­пени точности и полноте его отражения.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективном знании) понимается: во-первых, как полное исчерпывающее знание о действи­тельности в целом - гносеологический идеал, который никогда не бу­дет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему; во-вторых, как элемент знаний, который никогда не может быть оп­ровергнут в будущем («Земля-планета солнечной системы», «люди смертны» и т.д.). Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах и свойствах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективном зна­нии) выражает неполноту, условность, приблизительность, незавер­шенность процесса познания, необходимость его углубления, уточне­ния по мере развития практики. За относительной истиной стоит изменчивость каждого истинного знания.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания склады­вается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе творческого переосмысления на основе прак­тики. Существуют две крайние позиции в понимании отношения аб­солютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента истины. Релятивизм делает упор на изменчивые, относительные знания в истине.

Постоянный и неизменный спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления - заблуждение. Заблуждение — знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Средневе­ковые алхимики заблуждались, считая, что можно найти таинствен­ный, чудодейственный философский камень, способный обращать все металлы в золото и излечивать все болезни. Заблуждение следует отличать от лжи. Ложь - преднамеренное искажение истины в корыст­ях интересах. С ложью связана дезинформация - передача заведомо ложного знания.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения при­дел к разработке проблемы критерия истины. Среди критериев ис­тинности знания можно встретить «общезначимость», как то, что признается многими людьми; «выгодность», «полезность» - что со­ответствует взглядам прагматиков и, по их мнению, приводит к успе­ху; «соглашение» — основа конвенционалистского (от лат. сопvепtio - соглашение) подхода; «во что люди сильно верят» — религиозный подход.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщ­ность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. История познания подтвердила правильность такого подхода. Про­верка практикой истинности знаний не носит характера одноактно­го действия по сличению знаний с действительностью, - это посто­янный процесс.

Критерий практики выступает как основной и всеобщий критерий истины. Вместе с тем, нужно учитывать, что критерий практики одно­временно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсо­лютен в том смысле, что только исторически развивающаяся практи­ка во всей полноте ее содержания может доказать истинность или ложность каких-либо теорий или гипотез. Относителен потому, что на данном этапе своего развития практика не может тотчас и полностью доказать те или иные научные выводы, полученные в ходе теоретичес­ких (математика, теоретическая физика) изысканий.

Истина имеет три аспекта: бытийственный, праксеологический и аксиологический. Бытийственный аспект истины связан с процессом фиксации в ней элементов бытия, в ходе которого, становясь знанием, истина приобретает свое собственное бытие. Праксеологический аспект истины отражает включенность в содержание истины моментов практики, ценности для практики. Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для практической деятельности человека. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Ложь играет диаметрально противоположную роль. По образному выражению М.М.Рубинштейна, «истина – жизнесозидательна, ложь жизнеразрушительна…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: