Общественное и индивидуальное сознание

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

ЛИНИЯ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

III. Итог урока

- Дайте определение понятию «духовная деятельность».

- Как связаны между собой духовная деятельность и духовные ценности?

- Как идет процесс усвоения духовных ценностей? Какие он имеет особенности?

- Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными? Почему?

Домашнее задание Выучите § 18, выполните задания.

1. Теории происхождения человека (креационистская, эволюционная (Ч. Дарвин), трудовая (Ф. Энгельс), палеовизита). Антропогенез, социогенез, антропосоциогенез.

2. Человек как биосоциальное существо

3. Основные отличия человека от животного:

a. сознание (мышление);

b. членораздельная речь;

c. сознательная целенаправленная творческая деятельность (моделирование поведения и выбор социальных ролей, способность предвидеть отдаленные последствия, ценностное отношение);

d. изготовление и использование орудий труда;

e. воспроизводит биологическую и социальную сущность, а значит удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей.

4. Человек – существо уникальное (открытое, неповторимое), универсальное (любой род деятельности), целостное (интегрирует физическое, социальное и духовное начало).

5. Бытие человека: биологический аспект (индивид), индивидуальный аспект (индивидуальность) и личностный аспект (личность). Социализация – становление личности. [Бытие – все сущее

Форма бытия: бытие процессов природы, человека, духовное, социальное]

1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

2. Сознание

· свойство высокоорганизованной материи;

· субъективный образ объективного мира;

· идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

3. Структура сознания:

· восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя;

· логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе;

· эмоциональные компоненты;

· ценностно-смысловые компоненты.

4. Свойства сознания:

  • активность;
  • избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
  • субъективность;
  • творческое начало.

Проявления активности сознания:

· активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;

· конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;

· основа преобразовательной деятельности человека;

· прогнозирование природных и социальных процессов.

5. Основной признак сознания:

· Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

· Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: