Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
ЛИНИЯ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
III. Итог урока
- Дайте определение понятию «духовная деятельность».
- Как связаны между собой духовная деятельность и духовные ценности?
- Как идет процесс усвоения духовных ценностей? Какие он имеет особенности?
- Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными? Почему?
Домашнее задание Выучите § 18, выполните задания.
1. Теории происхождения человека (креационистская, эволюционная (Ч. Дарвин), трудовая (Ф. Энгельс), палеовизита). Антропогенез, социогенез, антропосоциогенез.
2. Человек как биосоциальное существо
3. Основные отличия человека от животного:
a. сознание (мышление);
b. членораздельная речь;
c. сознательная целенаправленная творческая деятельность (моделирование поведения и выбор социальных ролей, способность предвидеть отдаленные последствия, ценностное отношение);
d. изготовление и использование орудий труда;
e. воспроизводит биологическую и социальную сущность, а значит удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей.
4. Человек – существо уникальное (открытое, неповторимое), универсальное (любой род деятельности), целостное (интегрирует физическое, социальное и духовное начало).
5. Бытие человека: биологический аспект (индивид), индивидуальный аспект (индивидуальность) и личностный аспект (личность). Социализация – становление личности. [Бытие – все сущее
Форма бытия: бытие процессов природы, человека, духовное, социальное]
1. Психика человека: сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
2. Сознание –
· свойство высокоорганизованной материи;
· субъективный образ объективного мира;
· идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
3. Структура сознания:
· восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя;
· логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе;
· эмоциональные компоненты;
· ценностно-смысловые компоненты.
4. Свойства сознания:
- активность;
- избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
- субъективность;
- творческое начало.
Проявления активности сознания:
· активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
· конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
· основа преобразовательной деятельности человека;
· прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания:
· Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
· Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.