Основные режимы работы фотоаппарата с автоматическим измерением экспозиции

Приоритет выдержки, Tv/S. В этом режиме фотограф устанавливает нужную ему продолжительность выдержку, а число диафрагмы выбирается камерой автоматически на основе измерения освещенности, чувствительности матрицы(пленки) и заданной экспокоррекции.

Режим приоритета выдержки чаще всего используется при съемке движущихся объектов. Задавая короткую выдержку, объект можно «заморозить», более длинную – задать ему нужную степень нечеткости, чтобы получить «смазанное» изображение.

Приоритет диафрагмы, Av/A. В этом режиме фотограф устанавливает нужное число диафрагмы, а выдержка выбирается камерой автоматически на основе измерения освещенности, чувствительности матрицы(пленки) и заданной экспокоррекции.

Режим приоритета диафрагмы используется в тех случаях, когда возникает необходимость контролировать глубину резко изображаемого пространства и оптические искажения объектива (аберрации). Подробная информация об этом будет изложена в Уроке 3.

Режим программной экспозиции, Р. В этом режиме экспопара подбирается камерой автоматически на основе экспозамера и заложенного производителем графика (программной линии), представляющего собой зависимость диафрагмы и выдержки от количества света, попадающего на матрицу. В этом режиме не во всех камерах предусмотрена возможность управлять выдержкой или диафрагмой, но во всех можно вводить экспокоррекцию.

Режим «P» весьма удобен для начинающих фотографов, но во многих ситуациях его используют и профессионалы.

Ручной (мануальный) режим установки экспозиции, М. В этом режиме экспоавтоматика камеры отключена и фотограф на свое усмотрение устанавливает как диафрагму, так и выдержку. Естественно, вся ответственность за результат также ложится на фотографа.

Основные системы замера экспозиции (metering modes)

Точечный замер экспозиции (Spot – 2-4% площади кадра)

При точечном замере экспозиции фотоаппарат измеряет освещенность только в небольшой точке изображения в центре кадра. Точечный замер используется, когда в сцене присутствуют объекты с большим диапазоном яркостей. Использование точечного замера по сюжетно важной части объекта позволяет передать его фактуру корректно и проигнорировать лишнюю засветку. Конечно, яркая область получится при этом с большой передержкой, но нужный объект получится правильно.

Частичный замер экспозиции (Partial – 8% площади кадра)

Все как при точечном замере, с той лишь разницей, что освещенность измеряется в центральной области, площадь которой около 8% от площади кадра. Сюжетно важная часть будет передаваться корректно, однако передержка ярких областей будет не столь ощутимой.

Центровзвешенный замер экспозиции (Center Weighted Average )

В этом режиме фотоаппарат использует для расчета экспозиции информацию от всего изображения, но свету от центральной части кадра придается больший вес.

Матричный (мультизонный, оценочный) замер экспозиции (Evaluative, Matrix)

В этом режиме фотоаппарат измеряет освещенность в нескольких фиксированных точках кадра, а затем, на основе интеллектуальных алгоритмов и числовых баз данных пытается предположить сюжет кадра и подобрать ему подходящую экспозицию.

Экспокоррекция (exposure compensation) – введение поправки в экспозицию снимка относительно определенной при помощи экспонометра.

Ее необходимость обусловлена несовершенством алгоритма расчета экспозиции кадра, согласно которому все объекты имеют средне-серый цвет (18% по шкале от черного к белому). Если сюжет съемки не укладывается в эту модель, то система экспозамера ошибается. Эти ошибки не столь существенны в пленочной фотографии благодаря большой фотографической широте негативной пленки. К сожалению, у матриц динамический диапазон гораздо меньше.

Фотоширота, динамический диапазон – характеристика светочувствительного материала, определяющая его способность правильно передавать яркость снимаемого объекта. Другими словами – это способность передавать на снимке одновременно детали в светах и детали в тенях.

Брекетинг экспозиции – функция фотокамеры, предназначенная для съемки серии кадров с отклонением значения экспозиции на заданную величину. Настройка этого режима предполагает установку двух параметров:

эксповилки (диапазон отклонений экспозиции) и шага (приращения) экспозиции. Так, например, если задана эксповилка от –2EV до+2EV, а шаг равен 1EV, то камера автоматически снимет серию из пяти кадров с экспозициями: -2EV, -1EV,0EV, +1EV, +2EV. Фотографу остается лишь выбрать наиболее удачный из них.

Также использование брекетинга по экспозиции требуется, как правило, для получения HDR (High Dynamic Range) изображений – снимков с расширенным динамическим диапазоном.

Получить серию снимков, аналогичных тем, которые дает режим брекетинга по экспозиции можно, если съемка велась в RAW-формате.

Баланс белого – цифровая технология коррекции цвета изображения объекта до такой гаммы, в которой человек видит объект.

Человек при любом освещении видит объект белого цвета как белый, потому что необходимую цветокоррекцию автоматически проводят человеческий глаз и мозг.

Для электроники фотоаппарата коррекция цвета «баланс белого» реализуется подбором коэффициентов усиления в цветовых каналах матрицы RGB. Цифровая технология реализует автоматическую цветокоррекцию на уровне процессора камеры. Логика процессора исходит из предположения, что усредненно кадр нейтрален в цвете, и самые его яркие фрагменты имеют нейтрально-белый цвет, а все остальные цвета корректируются относительно них. Также с помощью специальной кнопки на камере или в меню можно вручную устанавливать тип освещения кадра – солнце, дневной свет, тень, облачное небо, люминесцентная лампа, лампа накаливания с вольфрамовой нитью, фотовспышка и т. д., а камера будет делать соответствующую поправку на цветовую температуру. Некоторые камеры позволяют задавать цветовую температуру непосредственно в градусах Кельвина. Очень полезными во многих случаях могут стать режимы цветокоррекции «по белому листу» или «по серому листу».

При нагревании абсолютно черное тело начинает светиться. Одинаковое визуальное ощущение цветности излучения абсолютно черного тела и сравниваемого источника света достигается при нагревании первого до определенной температуры, которая присваивается источнику света и носит названия цветовой температуры, измеряется в градусах Кельвина.

Цветовые температуры некоторых распространенных источников света:

2000 К – свет пламени свечи,

2800–2854 К – газонаполненные лампы накаливания,

3200–3250 К – типичные киносъемочные лампы,

5500 К – дневной свет, прямой солнечный,

7500 К – дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба.

Съемка в RAW-формате позволяет выставлять баланс белого после съемки при обработке на компьютере. В этом случае установка баланса белого на аппарате полезна для правильного показа превью на экране аппарата после съемки.

Практическая часть. Овладеваем экспозицией. Практическая съемка в студии в режиме приоритета выдержки. Анализ результатов. Съемка силуэта.

Домашнее задание.

1. Снять один и тот же сюжет на различных значениях ISO. Произвести анализ и определить шумогенерирующие свойства камеры.

2. Составить список сюжетов, в которых «смаз» может служить художественным приемом. Снять движущийся объект на длинной и короткой выдержках. Применение вспышки – запрещено! Напечатать.

3. Снять движущийся объект с проводкой. Напечатать.

4. Снять силуэтное изображение, воспользовавшись оконным проемом. Напечатать.

Рекомендации к выполнению домашнего задания.

Чтобы исследовать шумогенерирующие свойства вашей камеры, отснятый материал изучайте с увеличением масштаба изображения. Сравнивайте на каждом кадре одни и те же фрагменты.

Выполняя задания 2 и 3, установите камеру в режим съемки с приоритетом выдержки (Tv/S), чтобы иметь возможность управлять выдержкой. Чтобы «заморозить» движущийся объект, применяйте короткие выдержки. Чтобы получить «смаз», используйте длинные выдержки. Какие значение выдержек являются длинными, а какие короткими – зависит от скорости движения конкретного объекта. Если вы используете короткие выдержки в условиях недостаточной освещенности, есть опасность получить темный «недосвеченный» снимок. В этом случае следует установить более высокое значение ISO. Вспышку использовать запрещено.

Снимая движущийся объект с проводкой помните, начинать нужно со съемки быстро движущихся объектов. Например, автомобилей. Чем медленнее движется объект, тем сложнее получить эффект движения.

При съемке силуэтов следует обратить внимание на выбор системы экспозамера. Полезным также может быть режим экспопамяти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: