Сверхширокоугольные

Объективы типа “рыбий глаз”. Они имеют угол обзора (больше 100°) и имеет очень большие геометрические искажения. Однако, этот недостаток фотохудожники научились использовать как изобразительный прием. Кроме фотохудожников «Рыбий глаз» используется в некоторых видах технической и архитектурной съемке. В эквиваленте для 35 мм пленочных камер имеют фокусное расстояние меньше 16 мм.

  1. Широкоугольные

Объективы с фокусным расстоянием меньше диагонали кадра. Имеют большой угол обзора (60°-100°), что делает их незаменимым инструментом фотографов-пейзажистов. Часто используются и для съемки в ограниченном пространстве, например, интерьеров. Основной недостаток широкоугольных объективов – дисторсия. В эквиваленте для 35 мм пленочных камер имеют фокусное расстояние 16-40 мм.

  1. Нормальные (стандартные, штатные)

Объективы с фокусным расстоянием примерно равным диагонали кадра. Созданные ими изображения имеют пропорции, которые человеческим зрением воспринимаются как наиболее естественные. В эквиваленте для 35 мм пленочных камер имеют фокусное расстояние 43-55 мм. Угол обзора около 45°.

  1. Портретные

«Младшие» в семействе телеобъективов. Свое название получили за способность выигрышно передавать пропорции при портретной съемке. Наиболее популярны те, которые имеют фиксированное фокусное расстояние и максимальную светосилу. В эквиваленте для 35 мм пленочных камер имеют фокусное расстояние 80-135 мм. Угол обзора 18-45°.

  1. Телеобъективы

Объективы с фокусным расстоянием, значительно превышающим диагональ кадра, имеют небольшой угол обзора (менее 18°) и предназначены для съемки удаленных объектов. В эквиваленте для 35 мм пленочных камер имеют фокусное расстояние 80-300 мм. Используются особенно часто репортерами и научными фотографами. Для стабильных результатов необходимо применение штатива.

6. Сверхтелеобъективы

Объективы с фокусным расстоянием более 300 мм в эквиваленте для 35 мм пленочных камер. Применяются для съемки сильно удаленных объектов. В силу конструктивных особенностей имеют большие размеры и массу. Как правило, имеют небольшую светосилу и используются только со штативами. Чаще всего используются в спортивном репортаже и в научной съемке.

Рис.6 Восприятие зрителем пространства в зависимости от фокусного расстояния объектива

В зависимости от фокусного расстояния объектива, задний план может быть приближен к объекту съемки, либо удален от него. Если при съемке модели находятся на разном удалении от фотографа, то телеобъектив визуально уменьшит расстояние между ними, а широкоугольный объектив увеличит.

Довольно часто применяются объективы, которые не попадают в классификацию в зависимости от фокусного расстояния:

Макрообъектив – объектив для съемки небольших объектов крупным планом, вплоть до маштаба 1:1. Позволяют производить съемку с повышенным контрастом и резкостью. Обладают высокой светосилой, например 2,8. Типичное фокусное расстояние от 50 до 100 мм.

Шифт-объектив (объектив со сдвигом, от англ. shift) – используется для архитектурной и иной технической съемки, когда важно избежать искажения перспективы.

Тилт-объектив (объектив с наклоном, от англ. tilt) – используется для получения резкого изображения неперпендикулярных оптической оси объектива протяженных объектов при макросъемке, а также для получения художественных эффектов.

Максимальное относительное отверстие – один из основных показателей качества объектива, а значит – и конечного результата фотосъемки. Его иногда неправильно называют светосилой.

Светосила – это отношение яркости изображения к освещенности объекта съемки. Однако максимальное относительное отверстие однозначно характеризует светосилу объектива – чем меньше его численное значение, тем большей светосилой обладает объектив (и тем он дороже).

Три варианта оснащения свадебного фотографа, снимающего Canon:

  Объективы в арсенале фотографа Стоимость, дол. США
Фотограф 1 Canon EF 50 mm F 1,8 II  
Canon EF 28-105 mm F 3,5-4,5 USM II  
На сумму:  
Фотограф 2 Canon EF 24 mm F 2,8  
Canon EF 50 mm F 1,4 USM  
Canon EF 135 mm F 2,8 SOFT FOCUS  
На сумму:  
Фотограф 3 Canon EF 24 mm F 1,4 L USM  
Canon EF 50 mm F 1,2 USM L  
Canon EF 135 mm F 2,0 USM L  
На сумму:  

Оптические искажения (аберрации)

Аберрации оптических систем – ошибки, или погрешности изображения в оптической системе, вызываемые отклонением луча от того направления, по которому он должен был бы идти в идеальной оптической системе. Как результат – аберрации сказываются на качестве фотографического изображения (потеря резкости, вырождение прямых линий в кривые, паразитное расцвечивание и др.).

Геометрические аберрации – это погрешности изображений, которые присущи всякой реальной оптической системе и принципиально неустранимы. Их возникновение объясняется тем, что преломляющие поверхности неспособны собрать в точку сколько-нибудь широкие пучки лучей, падающие на них под большими углами. Эти аберрации приводят к тому, что изображением точки является некоторая размытая фигура (фигура рассеяния), а не точка, что, в свою очередь, отрицательно влияет на четкость изображения и нарушает подобие изображения и предметов.

Хроматические аберрации заключаются в паразитной дисперсии света, проходящего через оптическую систему. При этом белый свет разлагается на составляющие его цветные лучи, в результате чего изображения предмета в разных цветах не совпадают в пространстве изображений.

Дифракционная аберрация возникает вследствие дифракции света на диафрагме и оправе фотообъектива. Дифракционная аберрация ограничивает разрешающую способность объектива.

В оптических системах, в частности – в объективах, полностью устранить аберрации невозможно. Конструкторы и производители их доводят до минимально возможных значений, обусловленных техническими требованиями и ценой изготовления объектива. Иногда также минимизируют одни аберрации за счет увеличения других.

На пользовательском уровне понимание природы аберраций позволяет фотографу уменьшить их влияние еще большей степени.

Разрешающая способность объектива – характеристика фотообъектива, отображающая его свойства по передаче четкого изображения. Разрешающая способность оценивается по количеству воспроизводимых штрихов на 1 мм изображения, который объектив способен спроецировать на фоточувствительный элемент. Для измерения разрешающей способности используют специальные испытательные графические таблицы с изображением штриховки различной ширины и длины, которые называются мирами.

В результате анализа фотоснимков мир, произведенных с использованием тестируемых объективов, получают так называемые частотно-контрастные характеристики (MTF – Modulation Transfer Function), которые специалисту могут многое рассказать об этих объективах, а точнее об их параметрах, отвечающих за качество изображений.

Разрешающая сила объективов неоднородна по полю изображения и обычно уменьшается к краям изображения. Это происходит по причине различных аберраций, которые на краях линз более явно выражены, чем в центре.

С увеличением фокусного расстояния, разрешающая способность объективов снижается. У широкоугольных объективов она выше, чем у длиннофокусных.

Для каждого объектива существует относительное отверстие, при котором его разрешающая способность максимальна. Для большинства объективов максимальная прорисовка деталей достигается при диафрагме F5,6-8. Это обусловлено тем, что сначала при диафрагмировании происходит улучшение изображения за счет уменьшения геометрических аберраций, но при дальнейшем закрытии возрастает влияние дифракционных искажений.

На фотокамеры, имеющие матрицы с высоким разрешением следует устанавливать объективы только высокого класса для достижения максимально возможной четкости изображения. Однако нет никакого смысла устанавливать высококлассную оптику на камеры с матрицами, имеющими низкое разрешение.

Тип байонета или диаметр резьбы для крепления объектива

Байонет (фр. Baionnette – штык) – соединение двух деталей, при котором деталь с выступом входит в деталь с вырезом, где стопорится при повороте.

Фотографическое байонетное соединение предназначено для очень быстрой смены объективов (достаточно поворота на небольшой угол, а не несколько оборотов, как у резьбового крепления). Более долговечны, чем резьбовые и не засоряют фотокамеру стружками, но требуют аккуратного обращения.

Производители фототехники оснащают свои камеры и объективы своим оригинальным байонетом, что служит защитой продуктовой линейки. Так пользователь купив, к примеру, камеру Canon, будет вынужден покупать только объективы Canon.

Однако есть несколько производителей фотографической оптики, которые изготавливают объективы под байонеты большинства популярных торговых марок зеркальных фотокамер. В Украине доступны объективы следующих сторонних производителей: Sigma, Tamron и Tokina.

Алгоритм выбора объектива:

1. Исходя из жанровых приоритетов и условий будущих съемок, определяем диапазон желательных фокусных расстояний;

2. В «родном» каталоге по фокусным расстояниям ищем объективы-претенденты на выбор;

3. Вводим ограничение по стоимости, после чего из оставшихся претендентов выбираем самые светосильные;

4. Предпринимаем подобный поиск в каталогах сторонних производителей;

5. Для окончательного выбора изучаем информацию о качественных характеристиках двух-трех главных объективов-претендентов. Источниками информации могут служить: достоверные отзывы фотографов-пользователей, материалы производителей, тесты независимых лабораторий и др.

Бленда – дополнительный аксессуар к объективу, предназначенный для борьбы с бликами и паразитной засветкой («зайчиками») при съемке в сложных условиях освещения. Также использование бленды повышает

Такие условия, например, наблюдаются при контровом или боковом освещении – когда лучи от источника света попадают в объектив под острыми углами, или при наличии в кадре блестящих и зеркальных поверхностей, в которых отражаются яркие источники света. В этих случаях бленда – реальная защита ваших кадров не только от нежелательных «зайчиков», но и от снижения контраста и хроматизма.

Обычно бленда имеет форму конуса, либо лепестковую конструкцию, которая предотвращает виньетирование по углам кадра. Однако на объективах с вращающейся передней линзой можно применять только круглую бленду, а использование в этом случае лепестковой может безнадежно испортить кадр –привести к затемнению нижней и верхней его части.

ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) – расстояние между ближней и дальней границами пространства, измеренное вдоль оптической оси, при нахождении в пределах которого объекты находятся в фокусе (на снимке получаются достаточно резко). Любая точка любой другой плоскости пространства будет отображаться пятном нерезкости. Чем больше диаметр такого пятна, тем нерезче объект. Считается, что если пятно нерезкости меньше 0,1 мм, при рассматривании изображения с расстояния 25 см человеческий глаз воспринимает его как резкое.

На ГРИП влияет значение установленной диафрагмы, размер матрицы, и расстояние до объекта фокусировки.

При прочих равных условиях ГРИП будет увеличиваться:

- при увеличении диафрагменного числа;

- при увеличении расстояния до объекта съемки;

- при уменьшении размера матрицы (имеет больше теоретическое значение, чем практическое);

- при уменьшении фокусного расстояния объектива (не совсем корректное утверждение – так как сравниваются не одинаковые снимки, однако имеет огромное значение для фотографической практики).

Соответственно, справедливы и обратные зависимости.

Рис. 7 Зависимость ГРИП от диафрагмы

Рис. 8 Зависимость ГРИП от расстояния до объекта съемки

Рис. 9 Зависимость ГРИП от фокусного расстояния объектива

С точки зрения ГРИП цифровой фотоаппарат с «кропленной» матрицей снимает так же, как "полнокадровый" с диафрагменным числом в Kf раз большим


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: