Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.
Бюджетно-налоговая политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: государственных расходов и налогов. Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, или автоматическую со встроенными стабилизаторами.
Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменением государственных расходов и налогообложения. Ее цель-приблизить равновесный ЧНП к неинфляционному ЧНП при полной занятости. Она бывает двух типов:
1. Экспансионистская-направлена на рост ЧНП.
2. Ограничительная-направлена на сокращение инфляции при наличии инфляционного разрыва в экономике.
Экспансионистская политика осуществляется двумя методами:
|
|
1.На основе увеличения дефицита бюджета (может осуществляться путем увеличения госрасходов при прежних налоговых поступлениях, путем снижения налоговых поступлений при тех же госрасходах или сочетанием первого и второго).
2.Политика сбалансированного бюджета (когда налоговые поступления и госрасходы растут на одинаковую величину).
Рассмотрим 1 метод.
Правительство может увеличить выпуск за счет роста госрасходов. Здесь действует мультипликатор госрасходов.
Мультипликатор государственных расходов показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ВНП, в результате динамики государственных расходов
(14.1),
где У-реальный ВНП. Действие мультипликатора госрасходов представлено на рис. 14.1.
Также правительство может увеличить выпуск за счет снижения налоговых поступлений и здесь действует налоговый мультипликатор
Налоговый мультипликатор (Мт) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или снижением налогов
, т.к. , то
Величина налогового мультипликатора меньше в сравнении с мультипликатором госрасходов, так как при изменении налогов происходит изменение совокупного спроса не на величину снижения налога, а на ту величину, на которую возрастает совокупный спрос, изменение налогов отражается и на сбережениях.
Кроме дискреционной фискальной политики, сейчас активно используется автоматическая фискальная политика.
Следует отметить, что существуют разные определения автоматических стабилизаторов. Но большинство авторов отмечают, что автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменение совокупного спроса.
|
|
Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходные налоги (при прогрессивной шкале налогообложения). Они смягчают сокращение совокупного спроса.
Необходимо отметить особенности автоматических стабилизаторов:
1. Смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они стабилизируют выпуск продукции.
2. Действуют автоматически.
Вторая особенность является преимуществом по сравнению с активной фискальной политикой, т.к. автоматические стабилизаторы всегда включаются в нужный момент. Для того чтобы действовали автоматические налоговые стабилизаторы, необходима оперативная реакция налоговой системы на конъюнктуру. Она определяется:
1. Чувствительностью отдельных налогов к изменению конъюнктуры Наивысшей чувствительностью обладает подоходный налог благодаря прогрессивной шкале.
2. Удельным весом каждого налога в общих налоговых поступлениях. Чем больше удельный вес чувствительных к конъюнктуре налогов, тем больше автоматическая стабилизация.
Высокая степень встроенной стабильности считается желательной, так как встроенные стабилизаторы ослабляют необходимость в точном диагнозе и детальном изучении конъюнктуры.
Тема15. Рынок денег и денежно-кредитная политика