Политическая история Киевской Руси

Внутренняя политика киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972) - имела 2 составляющих: расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата вятичей, а также сбор дани с этих территорий.

Правители Древнерусского государства (носили титул великого князя), знать и дружина добывали средства к существованию военными походами, торговлей и полюдьем, (под полюдьем понимается сбор дани; он осуществляется в натуральном виде - меха, мед, воск и т.д.). Всё это затем сбывалось главным образом в Византию.

Внешняя политика 1-х киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определило и основные направления внешнеполитической деятельности Руси: взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом, защита границ торговых путей от кочевников. (Согласно летописным источникам, 1-ый поход на Византию был совершен в 60-е годы IХ в. под предводительством князей Аскольда и Дира. Считается, что в период между 860 и 867 г. был заключен 1-ый в истории Руси международный договор «О мире и любви» с Византией. И в последующие годы дружины киевских князей (Олега, Игоря) совершили походы на Византию (и удачно и нет). Договоры Руси с Византией создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. Византийские походы вызывались, большей частью, стремлением Руси поддержать или восстановить порвавшиеся торговые отношения с Византией. (В княжение Ольги отношения с Византией принимают мирный характер; в 955 или 957 г. Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией. При Святославе (сын Ольги) политика военных походов становится определяющей в отношении между 2-мя державами. Хазарский каганат и Византия - 2 направления его торговой экспансии). Важнейшим направлением в деятельности правителей Древней Руси являлась охрана торговых путей и оборона южных рубежей от кочевников. (В правление Владимира и Ярослава Мудрого появляются укрепленные городки с постоянным гарнизоном в XI в. - это сеть укреплений для сдерживания кочевников).

Итогом политики 1-ых киевских князей стало военное подчинение политическому господству Киева весьма обширных земель славянских и неславянских племен.

Правление Владимира (980 - 1015 г.) (сын Святослава, княжил сначала в Новгороде, а после междоусобиц в 980 г. опираясь на новгородцев и варягов, утвердился в Киеве) - новый этап в развитии Киевской Руси. От усобиц началось разложение государства (отпали некоторые племена; военные неудачи Святослава ещё в войне с Византией ослабили внешнее могущество Руси). Владимир стремился переломить эти процессы, направить их в выгодное для себя русло. (Так он совершил успешные походы на «отложившихся» вятичей; применял практику замещения местных племенных князей своими ставленниками; 988 г. крестил Русь - это не только религиозная реформа, но и определенные политические действия, направленные на укрепление киевского государства. Историки по-разному оценивают христианизацию Руси: а) возникла необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма; б) христианство должно было стать средством сплочения, сохранения старых родоплеменных порядков сложившихся в IX - X в. в интересах киевской верхушки (точка зрения проф. И. Фроянова).

Христианство вводимое по воле киевской знати и полянской общины наталкивалось на сопротивление других славянских общин. В этом главная причина его медленного распространения XI - XV вв. (точка зрения И. Фроянова).

Подавляющее большинство исследователей считает, что принятие христианства ввело Киевскую Русь в мировое христианское общество; облегчило налаживание связей с государствами Европы; способствовало обогащению культуры древнерусского общества и распространению византийской традиции в живописи, архитектуре, литературе и искусстве.

После смерти Владимира началась жестокая междоусобная война (шла 4 г.) между его многочисленными потомками и победил в ней новгородский князь Ярослав Мудрый. Время правления Ярослава Мудрого (1019 - 1054 г.) - расцвет Киевской Руси. (Ему была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей.) Восточным и южным границам не угрожали больше печенеги, он разгромил их в 1036 г. под Киевом. Родства и союза с Ярославом искали государи Европы - посредством брака он и его родственники породнились с правящими домами Византии, Франции, Германии, Скандинавских стран. Ярослав поднял престиж церкви. В 1051 г. он утвердил киевским митрополитом русского Иллариона. При Ярославе появились первые русские святые: были канонизованы Борис и Глеб - братья Ярослава, убиты в ходе междоусобиц.

В правление Ярослава Мудрого началось составление одного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права «Русской правды» - 1015 г. - свода законов Древнерусского государства. Позднее этот свод законов дополнялся и изменялся при сыновьях Ярослава «Правда Ярославичей» - 1072 г., а при Владимире Мономахе также дополнялся и перерабатывался. (1113 г.)

«Русская правда» - ценнейший источник по социально-экономической истории Древнерусского государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: