Общественное движение в России после декабристов

(2-ая пол. 20 - 50-е гг. XIX в.)

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. (В 20-30-х XIX в. ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета: кружок братьев Критских - разделял программу декабристов; кружки В.Белинского, А.Герцена, Н.Огарева - изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию). На рубеже 30 - 40-х г. XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. (В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «философическое письмо» П.Чаадаева (друг А.Пушкина), где он крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое её бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у неё нет» - писал П.Чаадаев. (За эту публикацию журнал был закрыт, а Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим). Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования 2-х идейных течений - славянофильства и западничества.

Славянофилы (наиболее яркие представители: А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков) отстаивали самобытность исторического развития России, которая по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли православной церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, за применение наёмного труда в сельском хозяйстве и промышленности, свободу выражения общественного мнения. Предлагали возродить Земский собор. Они идеализировали допетровскую Русь, отрицательно оценивали реформы Петра I, полагая, что он нарушил самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии.

Западники (Т.Грановский, СМ. Соловьёв, Б. Чичерин, К. Кавелин) отстаивали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они были сторонниками конституционной монархии. Западники отрицательно относились к крепостному праву, высказывались за преобразования во всех сферах общественной жизни.

Литературная полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократического течения. Лидер либерального течения – профессор, историк Московского университета Т.Н.Грановский - критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое движение - В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв, а также петрашевцы (кружок возник в Петербурге 1845 г.) - требовали отмены крепостного права, устранения монархии введение демократических свобод. В 1853 г. Герцен в Лондоне основал «Вольную русскую типографию». Издавал альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол» - это бесцензурная русская пресса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: