double arrow

Корпорации в России

Ретроспективный анализ акционерных обществ в России.

Раз­витие акционерного дела в России исторически шло с существенным отставанием от передовых европейских стран. Зарождение акционер­ной формы относят к XVII - XVIII вв., однако наиболее реальные шаги к использованию акционерной формы предпринимательства осуществ­лялись при Петре 1. С этой целью был издан ряд соответствующих ука­зов (1699 г., 1706 г., 1711 г., 1723 г.), в которых рекомендовалось ис­пользование акционерной формы, но только в торговле, а не в произ­водстве. К сожалению, на практике эти указы не привели к активизации акционерных компаний. В декабре 1836 года император Николай I ут­вердил «Положение о компаниях на акциях», которому было суждено стать первым в Европе общим законом об акционерных обществах. По­рядок учреждения акционерных обществ в России, согласно закону от 6 декабря 1836 года, был одинаков как для русских, так и для иностран­ных подданных. Практиковалась разрешительная система их образова­ния. Согласно этому закону, только в 1858 году был утвержден устав акционерной «Компании Гарднеровского фарфорового завода» и дру­гих обществ, организованных иностранными предпринимателями. Кстати, этот закон, с небольшими изменениями, действовал вплоть до 1917 года и сыграл важную роль в привлечении зарубежных инвести­ций в Россию.

Примечательно, например, что в Пруссии общее акционерное за­конодательство появилось только в 1843 году, в Англии - в 1844 году, во Франции - в 1856 году. Терминология российского законодательства в отношении акционерных обществ не была однообразной, оно называ­ло их товариществами, обществами, компаниями с добавлением на ак­циях, по участникам, на паях. В 1757 г. появилась Российская в Кон­стантинополе торгующая компания, инициаторами создания которой выступили венецианские купцы для активизации осуществления тор­говли между Венецией и Россией через Черное море. Специалисты от­мечают большое значение этой компании в сфере формирования кор­поративного сектора в России. Отмечается важность и некоторых дру­гих совместных компаний: Компания Персидского торга (1758 г.), Рус­ско-Американская компания (1794 г.) и др. Постепенно акционерная форма собственности вызвала все больший интерес торговцев и про­мышленников. К 1880-му г. в России существовало уже около 550 ак­ционерных компаний. В 1916 г. в Российской Империи было учреждено 2956 акционерных компаний с капиталом 5,5 млрд. руб. Однако, Ок­тябрьские события 1917 г. остановили этот процесс.

Все акционерные и другие коммерческие банки были национали­зированы. Затем последовала национализация всех акционерных ком­паний. Существование негосударственных коммерческих компаний во­все было исключено. В 1920-е гг., во времена НЭПа, было учреждено первое акционерное общество советского периода - акционерное обще­ство внутренней и ввозной торговли кожевенным сырьем «Кожсырье». К концу 1920-х гг., как известно, НЭП был закрыт правящими органа­ми, и возобладала система централизованного планирования и государ­ственного регулирования. Несмотря на то, что в течение всего XX в. акционерная форма продолжала развиваться в большинстве стран мира, в СССР (и других странах социализма) она была свернута и фактически сведена к нулю.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. управление народным хозяйст­вом в СССР было полностью централизовано, акционерные общества были реорганизованы в государственные объединения и, по сути, с 1929 г. официально прекратили свое существование. Функции страте­гического управления предприятиями и организациями, существовав­шими в форме производственных объединений, сосредотачивались на уровне наркоматов (министерств). Естественно, что запрет на создание акционерных обществ во времена СССР, привел к деформации имею­щейся отечественной корпоративной культуры, соответственно, и соз­данию системы корпоративной социальной ответственности.

С момента начала Промышленной революции в Европе, т.е. соз­дания капиталистических отношений, с средины XVIII в., которая за­тронула и Россию, отечественное понятие и сущность термина «корпо­рация» менялось неоднократно. В дореволюционное время, как мы вы­ше отмечали, корпорации имели распространение в России. В период СССР, естественно, в силу доминирования социалистических отноше­ний, корпорации отсутствовали. В 1990 г. в РСФСР был принят Закон от 25.12. 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности», который в гл. 2 «Организационно-правовые формы пред­приятий» предусматривал такую самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица, как «объединение предприятий». ' )тим же Законом предприятиям предоставлялось право объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Хотя в Законе отсутствовал термин «корпорация», но эта разновидность объединения имела право на существование.

Указом Президента РФ № 826 от 7.08.1992 г. «О мерах по форми­рованию федеральной контрактной системы» Государственному коми­тету РФ по управлению государственным имуществом поручалось уч­редить до 1 октября 1992 г.:

•для участия в осуществлении государственных закупок то­варов общепромышленного применения и народного потреб­ления акционерное общество «Федеральная контрактная кор­порация «Росконтракт» (АО «Росконтракт»);

•для участия в осуществлении государственных закупок зер­на, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки, а также их производства и хранения акционерное общество «Федераль­ная контрактная корпорация «Росхлебопродукт» (АО «Росхлебопродукт»).

Затем, 2.02.1993 г. Президент РФ издает Указ № 184 «О создании Государственной инвестиционной корпорации», определивший образо­вание Государственной инвестиционной корпорации в организационно-правовой форме — государственное предприятие.

В 1999 г. в соответствии с Федеральным Законом РФ № 140 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О некоммер­ческих организациях» перечень организационно-правовых форм не­коммерческих организаций был дополнен еще одной формой - государ­ственная корпорация.

Итак, вначале 1990-х гг. термин «корпорация» использовался в нормативных актах в разных вариантах: и как объединение предпри­ятий, и как унитарное предприятие, и как акционерное общество, и как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой ор­ганизации. В специальной литературе этого периода также не было еди­ного понимания по этому вопросу.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р « О рекомендации к применению Кодекса корпоративного пове­дения» отмечается, что «корпоративное поведение» - понятие, охваты­вающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации является важнейшей мерой, необходимой для уве­личения притока инвестиций во всех отраслях российской экономики, как внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов тако­го совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа практики корпоративного поведения.

Безусловно, стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных обществ. В акционерных обществах собствен­ность отделена от управления, а поэтому в них возможны конфликты. Поэтому Кодекс корпоративного поведения разработан прежде всего для акционерных обществ, выходящих на рынок капитала. Хотя это не исключает возможности его применения любыми другими хозяйст­вующими обществами.

Таким образом, в России термин «корпорация» применим пре­имущественно к хозяйственным обществам: акционерным обществам, обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью.


Сейчас читают про: