ТЕМА 5. Государственное регулирование страховой деятельности в России.
Основные термины
Контрольные вопросы
Выводы по теме
1. Договор страхования может быть заключен только в письменной форме. Исключение составляют договоры обязательного государственного страхования, где письменная форма не обязательна.
2. Содержание договора страхования составляет совокупность его условий или пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить на существенные, обычные, обязательные и инициативные или индивидуальные.
1. Перечислите существенные условия договора страхования.
2. Чем страхователь отличается от выгодоприобретателя?
3. Какой существует в России порядок заключения страхового договора?
4. Какие права и обязанности страхователя Вы знаете?
5. Какие права и обязанности страховщика Вы знаете?
Страховой договор. Существенные условия договора. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Суброгация. Регрессный иск.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Архипов А.П. Страхование: учебник. – М.: КНОРУС, 2012.
2. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.
3. Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2012.
4. Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
5. Гомелля В.Б. Страхование: учебник. – М.: Издательство Маркет ДС, 2010.
6. Страхование: учебник / под. ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – М.: Издательство «Юрайт», 2011.
Дополнительная:
4. Гражданский кодекс, часть 2, гл.48.
2. Закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
3. Ахвледиани Ю.Т. Страхование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
4. Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование: Практикум / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
5. Гомелля В.Б. Очерки экономической теории страхования. М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Кузнецова И.А. Страхование жизни и имущества граждан. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.
7. Худяков А.И. Теория страхования. М: Статус, 2010.
8. https://www.allinsurance.ru – Страхование в России.
9. https://www.strahovka.info – Атлас страхования.
10. https://www.finart.ru – Финарт.
11. https://www.insur-today.ru – Страхование сегодня.
Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором государственных служб страхового надзора.
Необходимость введения государственного страхового надзора в России обусловливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так, страховое общество «Россия» в начале XX века было убыточным, особенно по финансовым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капиталы общества. Во время падения курса ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904-1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к платежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключительность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогично поступил и страховой надзор Минфина РФ после финансового кризиса 1998 г.
Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности, страховое общество «Россия» в 1898 г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г. - 8,84%.
В результате уже в 1916 г. отдельные экономисты стали призывать к введению государственной монополии на страхование как единственному способу защиты страхователей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., непосредственным поводом к подписанию которого послужило, по мнению историков, письмо крестьян Весьегон-ского уезда Тверской губернии с просьбой возобновить окладное страхование строений от огня, проводимое со второй половины XIX века земскими страховыми компаниями и прекратившееся в период гражданской войны. Дальнейшее развитие событий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, использовало его для решения задач экономического и социального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 80-х годов из системы Госстраха СССР государственные страховые компании не смогли провести индексацию взносов по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001 г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих взносов.
В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями - Ингосстраха и Госстраха СССР.
При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.
Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью - Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства Финансов РФ, далее по тексту - страховому надзору. В 2004 г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормо-творческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.