Органы государственного регулирования страховой деятельности рынка в России

ТЕМА 5. Государственное регулирование страховой деятельности в России.

Основные термины

Контрольные вопросы

Выводы по теме

1. Договор страхования может быть заключен только в письменной форме. Ис­ключение составляют договоры обязательного государственного страхования, где пись­менная форма не обязательна.

2. Содержание договора страхования составляет совокупность его условий или пунктов, выражающих волю сторон. В юридической практике условия договора принято делить на существенные, обычные, обязательные и инициативные или индивидуальные.

1. Перечислите существенные условия договора страхования.

2. Чем страхователь отличается от выгодоприобретателя?

3. Какой существует в России порядок заключения страхового договора?

4. Какие права и обязанности страхователя Вы знаете?

5. Какие права и обязанности страховщика Вы знаете?

Страховой договор. Существенные условия договора. Застрахованный. Выгодоприобретатель. Суброгация. Регрессный иск.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Архипов А.П. Страхование: учебник. – М.: КНОРУС, 2012.

2. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.

3. Ахвледиани Ю.Т. Страхование: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2012.

4. Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.

5. Гомелля В.Б. Страхование: учебник. – М.: Издательство Маркет ДС, 2010.

6. Страхование: учебник / под. ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. – М.: Издательство «Юрайт», 2011.

Дополнительная:

4. Гражданский кодекс, часть 2, гл.48.

2. Закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

3. Ахвледиани Ю.Т. Страхование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование: Практикум / М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.

5. Гомелля В.Б. Очерки экономической теории страхования. М.: Финансы и статистика, 2010.

6. Кузнецова И.А. Страхование жизни и имущества граждан. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

7. Худяков А.И. Теория страхования. М: Статус, 2010.

8. https://www.allinsurance.ru – Страхование в России.

9. https://www.strahovka.info – Атлас страхования.

10. https://www.finart.ru – Финарт.

11. https://www.insur-today.ru – Страхование сегодня.

Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором го­сударственных служб страхового надзора.

Необходимость введения государственного страхового надзора в России обу­словливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так, страховое общество «Россия» в начале XX века было убыточным, особенно по финан­совым отчетам 1906 г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капиталы общества. Во время падения кур­са ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904-1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к пла­тежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключитель­ность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогич­но поступил и страховой надзор Минфина РФ после финансового кризиса 1998 г.

Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности, страховое общество «Россия» в 1898 г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907 г. - 8,84%.

В результате уже в 1916 г. отдельные экономисты стали призывать к введению го­сударственной монополии на страхование как единственному способу защиты стра­хователей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государствен­ном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г., непосредственным поводом к подписанию которого послужило, по мнению историков, письмо крестьян Весьегон-ского уезда Тверской губернии с просьбой возобновить окладное страхование строе­ний от огня, проводимое со второй половины XIX века земскими страховыми компа­ниями и прекратившееся в период гражданской войны. Дальнейшее развитие собы­тий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, использовало его для решения задач экономического и социального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 80-х годов из системы Госстраха СССР государственные страховые компании не смогли провести индексацию взносов по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001 г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих взносов.

В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух стра­ховых организаций, являвшихся государственными учреждениями - Ингосстраха и Госстраха СССР.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхо­вателей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятель­ности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельно­сти в России Указом Президента Российской Федерации в феврале 1992 г. была образова­на Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью - Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодатель­ства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирова­ния, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996 г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства Финансов РФ, далее по тексту - страховому надзору. В 2004 г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормо-творческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: