Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, не дает полного представления об ее эффективности, т.к. не учитывает величину затрачиваемых ресурсов. Поэтому эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия оценивают системой показателей рентабельности, включающей:
- рентабельность активов предприятия;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность продаж;
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции.
Как показатель, отражающий степень прибыльности, в общем виде рентабельность (R) определяется процентным отношением прибыли (П) к определенному измерителю (показателю): , где У – уровень показателя.
В зависимости от конкретных целей рентабельность можно определять по валовой, чистой и нераспределенной прибыли.
Рентабельность активов (Ra) характеризует величину валовой (чистой) прибыли, полученной на рубль капитала, вложенного в активы предприятия, и определяется по валовой и чистой прибыли: или , где А - величина активов предприятия (на начало, конец года или среднегодовая), руб.
|
|
Рентабельность собственного капитала (Rск) показывает величину прибыли в расчете на один рубль собственных средств предприятия: или , где Пнр – нераспределенная прибыль предприятия, руб.; Кс - собственный капитал предприятия, руб.
Рентабельность продаж (Rп) характеризует величину прибыли, полученной предприятием с каждого рубля выручки от реализации продукции: , где Вр – выручка от реализации продукции (без НДС), руб.
Рентабельность производства (Rпр) определяется отношением валовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных средств (Фс.г.) и нормируемых оборотных средств (Ос.г.): .
Рентабельность продукции (Rпрод) определяется по каждому ее виду отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство (С): .
Показатель рентабельности продукции находит применение при оценке целесообразности выпуска того или иного вида продукции, а также при формировании цен на продукцию.